300 - и духъ лжехристовъ; потому что онъ носилъ только личину истины, а самъ
свободно проповѣдывалъ ложь. Этотъ синедріонъ, или плевелы нивы Господ¬
ней, то есть, каѳолической церкви, святый соборъ нашъ развѣялъ и отдѣ¬
лилъ вѣялкою суда божественнаго. Итакъ дѣянія его изъяты изъ каѳоличе¬
ской церкви и осуждены. Истинный и самый правильный судъ церковный
состоитъ въ томъ, чтобы ие допускать въ ней нововведеній, а также и не
отбрасывать ничего. Итакъ, слѣдуя отеческимъ законамъ и получивъ благо¬
дать отъ единаго Духа, мы все, что касается церкви, сохранили неизмѣнно
и безъ убавленія, какъ предали святые шесть вселенскихъ соборовъ; и чтй
только они оставили въ церкви достойнаго почитанія, всё это мы принимаемъ
безъ всякаго колебанія. Къ числу такихъ предметовъ относится, какъ ска¬
зано, и приготовленіе иконъ. И мы съ благоговѣніемъ кланяемся имъ и цѣ¬
луемъ ихъ; ибо то и другое имѣетъ одно и то же значеніе. Кто держится
ѳтого исповѣданія, тотъ есть истинный сынъ и участникъ каѳолической
церкви. Итакъ всѣ соблазны миновали, всѣ уничтожены; истина господствуетъ,
ложь изгнана; сѣятель плевелъ совершенно обезсиленъ, а хлѣбъ, то есть
христолюбивый народъ, собранъ въ одну житницу церкви Христовой. Воз¬
сіялъ свѣтъ православія, тма заблужденія разсѣялась; скорбь обратилась въ
радость, плачъ замѣнился веселіемъ, рыданіе радованіеыъ. Все вообще измѣ¬
нилось къ лучшему, потому и мы по апостольски возвѣщаемъ вамъ: радуй-
теся о Господѣ (Филипн. 3), радуйтеся и паки радуйтеся, потому что
тройственную радость даровала намъ Троица, которой подобаетъ всякая слава,
честь и держава во вѣки вѣковъ. Аминь». ДѢЯНІЕ ВОСЬМОЕ. Во имя Господа и Владыки Іисуса Христа, истиннаго Бога нашего,
въ царствованіе благочестивѣйшихъ и христолюбивыхъ государей нашихъ,
Константина и боговѣнчанной его матери Ирины, въ восьмой годъ ихъ кон¬
сульства, въ десятый день ноябрскихъ календъ, одиннадцатаго индиктіона,
покровители православія государи, какъ преславные проповѣдники и храни¬
тели истины, будучи движимы божественною любовію, почли невозможнымъ
не присутствовать на соборѣ. Поэтому они послали патріарху довелѣніе при¬
вести всѣхъ боголюбезныхъ епископовъ въ ихъ богохрчнимый и царствующій
городъ, новый Римъ. Получивши эту грамату, онъ привелъ въ исполненіе
повелѣніе императоровъ. Обсудивъ все, что было ими постановлено, и полу
чивъ прекрасный результатъ своихъ дѣйствій, патріархъ и съ нимъ боголю-
безные епископы отправились въ путь и направили его къ богохранимому
городу. Когда же прибыли туда, то императоры всѣхъ ихъ приняли благо¬
склонно. Сіяющая счастіемъ богохранимая императрица, послѣ благочести¬
ваго совѣщанія, назначила этотъ именно день для своего присутствованія на
соборѣ среди епископовъ; что и совершилось во дворцѣ называемомъ Магнавра.
Когда положено было впереди святое евангеліе Божіе и императрица и со¬
царствующій ей сынъ ея возсѣли вмѣстѣ со всѣмъ соборомъ; тогда по пове-
лѣнію ихъ патріархъ обратился къ собору съ подобающею рѣчью. А потомъ
и сами императоры, вдохновенные Богомъ, обратились ко всему собору съ
кроткою и пріятною рѣчью, такъ что и патріархъ и всѣ боголобезнѣйшіе