Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

1909

OCR
— 59 — послалъ военачальника палестинскаго Анастасія Памфпла, чтобы онъ или
убѣдилъ Іоанна принять въ общеніе Севера, а соборъ халкидонскій анаѳемат-
ствовать, или же удалилъ его съ епископіи. Пришедпіи въ Іерусалимъ, Ана¬
стасій схватываетъ неожиданно архіепископа и заключаетъ его въ темницу
подъ стражу. Всѣ жители святаго города обрадовались этому; потому что
Іоаннъ былъ навѣтникомъ и предателемъ архіепископа Иліи. Нѣкто Захарія,
управлявшій Кесаріею, тайно пробрался въ темницу и давалъ Іоанну слѣду¬
ющій совѣтъ: «если ты хочешь поступить хорошо и не хочешь лишиться епи¬
скопіи; то никто тебѣ не посовѣтуетъ принимать Севера въ общеніе. Но ты
покажи видъ, что соглашаешься съ вождемъ и скажи: «я и теперь не прочь
бы исполнить ваше предложеніе; но чтобы нѣкоторые не сказали, что про¬
тивъ меня употреблено принужденіе и насиліе, я скроюсь отсюда и спустя
два дня, въ воскресенье, охотно сдѣлаю то, чего вы отъ меня требуете».
Убѣжденный этими его словами военачальникъ возвратилъ его церкви. Та¬
кимъ образомъ, скрывшись ночью, архіепископъ отовсюду собиралъ монаховъ
и посылалъ въ святый городъ. А когда кто-то, исчисливъ толпу, объявилъ,
что число монаховъ простирается до десяти тысячъ и что церковь не вмѣ¬
щаетъ столько народу; то рѣшено было въ день Господень собраться всѣмъ
въ храмъ святаго нервомученика Стефана, который достаточно обширенъ для
того, чтобы вмѣстить такое множество (народа). А вмѣстѣ съ тѣмъ желали
встрѣтиться и съ императорскимъ племянникомъ Ипатіемъ, который былъ
освобожденъ тогда изъ плѣна витадіанова и пришелъ въ Іерусалимъ помо¬
литься. Итакъ когда всѣ иноки и граждане собрались въ упомянутомъ досто¬
чтимомъ храмѣ, тогда вошли туда военачальникъ Анастасій и консулъ 'Заха¬
рія. Когда явился потомъ Ипатій и вмѣстѣ съ толпою вошелъ во храмъ пер¬
вомученика, то военачальникъ ожидалъ, что воля императорская будетъ испол¬
нена. Между тѣмъ архіепископъ восходитъ на амвонъ, имѣя при себѣ Ѳеодо¬
сія и Савву, старѣйшихъ иноковъ и игуменовъ, и весь народъ въ продолже¬
ніе многихъ часовъ кричитъ: «анаѳематствуй еретиковъ и утверди соборъ».
И они немедленно анаѳематствуютъ Несторія и Евтихія, Севера и Сотериха
и всякаго, не принимающаго собора халкидонскаго»,. Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «мы выслушали отеческія запо¬
вѣди: итакъ чтоже слѣдуетъ дѣлать? Принимать посвященныхъ еретиками»? Святый соборъ сказалъ: «да, владыка, мы слышали и видимъ, что слѣ¬
дуетъ принимать». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ.1 «но и очень многіе изъ собрав¬
шихся на святый шестый соборъ были, конечно, хиротонисаны Сергіемъ, Пир¬
ромъ, Павломъ и Петромъ, учителями ереси моновелитской; такъ какъ они
преемственно занимали константинопольскую каѳедру. И послѣ Петра, кото¬
рый занималъ константинопольскую каѳедру послѣднимъ изъ нихъ, До шестаго
собора прошло не болѣе пятнадцати лѣтъ. И самые архіереи: Ѳома, Іоаннъ
и Константинъ, бывшіе (на константинопольской каѳедрѣ) въ вышепоказан-
ный промежутокъ времени, были рукоположены вышепоименованными ерети¬
ками и однакожъ это не было поставлено имъ въ вину. Пятьдесятъ лѣтъ про¬