Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

1909

OCR
— 53 — Константинъ почтеннѣйшій діаконъ и нотарій досточтимой патріархіи,
прочиталъ: «изъ дѣяній святаго и вселенскаго четвертаго собора, бывшаго
въ Халкидонѣ». «Восточные и бывшіе съ ними почтеннѣйшіе епископы воскликнули:
«всѣ мы согрѣшили, всѣ мы просимъ прощенія». И потомъ: «Ѳалассій, Евсевій и Евстафій, почтеннѣйшіе епископы,
сказали: «всѣ мы согрѣшили, всѣ просимъ прощенія». И затѣмъ: «Вставъ вмѣстѣ съ ними, почтеннѣйшій епископъ Ювеналій перешелъ
на другую сторону, и воскликнули восточные и бывшіе съ ними почтеннѣй¬
шіе епископы: «хорошо, что Богъ привелъ тебя, православный; хорошо, что
ты пришелъ». И послѣ многаго другаго: «Почтеннѣйшіе епископы иллирійскіе сказали: «всѣ мы были введены
въ заблужденіе, всѣ мы просимъ прощенія». Савва, почтеннѣйшій инокъ и игуменъ обители студійской, сказалъ:
«если угодно святому собору, то мы разсмотримъ, еретиками или нѣтъ хиро-
тонисованы принятые тогда въ общеніе». Святый соборъ сказалъ: «начинайте теперь изслѣдывать и вопросъ о
хиротоніи». Почтеннѣйшій инокъ Антоній прочиталъ: «Изъ церковной исторіи пресвитера римскаго Руфина»: «Евсевій спѣшитъ въ Александрію, гдѣ собрался соборъ исповѣдниковъ
(не много ихъ было но числу, но (это были люди) неповрежденной вѣры и
великіе по заслугамъ). Инымъ изъ нихъ, пылающимъ пламенемъ вѣры, каза¬
лось, что не слѣдуетъ вновь возвращать священства никому, кто, когда бы
то ни было, запятналъ себя скверною еретическаго общенія. Но тѣ, которые,
подражая апостоламъ, искали не своей, а общей пользы, или подражали
Христу, Который, будучи жизнію всѣхъ, уничижилъ Себя ради спасенія всѣхъ
и предалъ Себя на смерть, чтобы даровать жизнь и мертвымъ, говорили, что
лучше немного снизойти отлученнымъ, и уступить сокрушеннымъ, чтобы снова
возвратить ихъ къ истинѣ. Не для однихъ себя хотѣли они уготовать цар¬
ствіе небесное своею чистотою, но находили гораздо болѣе славнымъ, если
удостоятся войти туда вмѣстѣ съ большимъ числомъ (избранныхъ). И потому
они полагали справедливымъ отторгнуть только виновниковъ вѣроломства, а
съ прочими священниками поступить по ихъ желанію, если только они хотятъ
проклясть грѣхъ вѣроломства и обратиться къ вѣрѣ и постановленіямъ от-
цевъ,—полагали справедливымъ не возбранять приходить возвращающимся,
а скорѣе радоваться ихъ обращенію; потому что и тотъ евангельскій младшій
сынъ, который расточилъ отцовское имущество, не только былъ принятъ,
когда раскаялся, но и удостоился отеческихъ объятій, снова получилъ пер¬
стень, какъ символъ довѣренности, и облеченъ былъ въ лучшую одежду, ко¬
торою что иное обозначается, какъ не знакъ священства? Когда эти мысли,
извлеченныя изъ евангельскаго авторитета, были одобрены ѳтимъ священ¬
нымъ и апостольскимъ чиномъ; то, по опредѣленію собора, на Астерія воз¬
ложена была (обязанность) заботиться (о приведеніи этого опредѣленія въ
исполненіе) на востокѣ, а на западѣ это поручено было Евсевію.—Къ этому