— 64 — кію къ каѳедрѣ, сказалъ: «Я буду вамъ возражать, только я
не намѣренъ стоять ліцомъ къ вамъ, а спиной къ публикѣ;
коля здѣсь столько собралось, то пусть же всѣ меня слышатъ
и видятъ. Желаю помѣститься у стола». Съ дозволенія Прео¬
священнаго, старообрядецъ помѣстился у стола, находившагося
ниже каѳедры, между рѣшеткой и публикой, вынулъ нѣсколько
книгъ, а мѣшокъ бережно положилъ подъ столъ. Этотъ чело¬
вѣкъ между раскольниками пользуется особенною репутаціей.
Дѣйствительно во время спора онъ выказывалъ большую начи¬
танность, ссылался даже на Соловьева и другихъ историковъ:
говорилъ витіевато, литературнымъ слогомъ. Это Иванъ Ивановъ
Зыковъ, какъ говорятъ, нарочито выписанный, для преній из¬
вѣстнымъ старообрядцемъ фабрикантомъ В. Е. Морозовымъ,
изъ Орѣхѳва-Зуева. — Если все сказанное вами правда, заявилъ, ставъ въ полу¬
оборотъ къ нему Зыковъ, если эти старообрядческія книги не
подложны, то почему жени Никонъ,ни книга Жезлъ Правленія
не обличаютъ Аввакума въ такихъ еретическихъ мысляхъ? Ка¬
жется, Никонъ бы его не пожалѣлъ. Желаете отвѣчать, такъ
отвѣчайте; будемъ обсуждать дѣло не спѣша, кротко, по брат¬
ски, исторически и канонически; а не желаете—вопросъ другой. Православный. Эти Аввакумовы письма съ еретическимъ
ученіемъ писанныя къ частному лицу могли быть неизвѣстны
и Никону и составителю книги Жезлъ, тѣмъ болѣе что Никонъ
обличалъ Аввакума въ 1654 — 1656 году. Жезлъ Правленія
появился въ 1666 году, а Аввакумъ остался живъ и писалъ
свои письма гораздо позднѣе, именно около 1681 года, что и
подтверждаютъ ваши старообрядческія источники, которые я уже
указалъ. Сшар. Зыковъ. Полно, такъ ли! Эти письма должны быть
поддѣльныя; въ противномъ случаѣ какъ бы могло случиться,
что такое ученіе Аввакума и Лазаря осталось бы безъ послѣ¬
дователей? Чай сами знаете, что ересь тогда только и ересь,
когда ее исповѣдуютъ люди. Вы же, указывая на еретическое
ученіе, не указываете на его послѣдователей; гдѣ же слѣды
такой секты въ старыхъ книгахъ, гдѣ люди слѣдующіе ей въ
наше время, (обращается къ народу) пусть скажутъ! Оідііігесі Ьу ѵ^оосіе