Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 64 — кію къ каѳедрѣ, сказалъ: «Я буду вамъ возражать, только я
не намѣренъ стоять ліцомъ къ вамъ, а спиной къ публикѣ;
коля здѣсь столько собралось, то пусть же всѣ меня слышатъ
и видятъ. Желаю помѣститься у стола». Съ дозволенія Прео¬
священнаго, старообрядецъ помѣстился у стола, находившагося
ниже каѳедры, между рѣшеткой и публикой, вынулъ нѣсколько
книгъ, а мѣшокъ бережно положилъ подъ столъ. Этотъ чело¬
вѣкъ между раскольниками пользуется особенною репутаціей.
Дѣйствительно во время спора онъ выказывалъ большую начи¬
танность, ссылался даже на Соловьева и другихъ историковъ:
говорилъ витіевато, литературнымъ слогомъ. Это Иванъ Ивановъ
Зыковъ, какъ говорятъ, нарочито выписанный, для преній из¬
вѣстнымъ старообрядцемъ фабрикантомъ В. Е. Морозовымъ,
изъ Орѣхѳва-Зуева. — Если все сказанное вами правда, заявилъ, ставъ въ полу¬
оборотъ къ нему Зыковъ, если эти старообрядческія книги не
подложны, то почему жени Никонъ,ни книга Жезлъ Правленія
не обличаютъ Аввакума въ такихъ еретическихъ мысляхъ? Ка¬
жется, Никонъ бы его не пожалѣлъ. Желаете отвѣчать, такъ
отвѣчайте; будемъ обсуждать дѣло не спѣша, кротко, по брат¬
ски, исторически и канонически; а не желаете—вопросъ другой. Православный. Эти Аввакумовы письма съ еретическимъ
ученіемъ писанныя къ частному лицу могли быть неизвѣстны
и Никону и составителю книги Жезлъ, тѣмъ болѣе что Никонъ
обличалъ Аввакума въ 1654 — 1656 году. Жезлъ Правленія
появился въ 1666 году, а Аввакумъ остался живъ и писалъ
свои письма гораздо позднѣе, именно около 1681 года, что и
подтверждаютъ ваши старообрядческія источники, которые я уже
указалъ. Сшар. Зыковъ. Полно, такъ ли! Эти письма должны быть
поддѣльныя; въ противномъ случаѣ какъ бы могло случиться,
что такое ученіе Аввакума и Лазаря осталось бы безъ послѣ¬
дователей? Чай сами знаете, что ересь тогда только и ересь,
когда ее исповѣдуютъ люди. Вы же, указывая на еретическое
ученіе, не указываете на его послѣдователей; гдѣ же слѣды
такой секты въ старыхъ книгахъ, гдѣ люди слѣдующіе ей въ
наше время, (обращается къ народу) пусть скажутъ! Оідііігесі Ьу ѵ^оосіе