БЕСѢДА 5-я. О не правомъ вѣроученіи первоучителей раснола: а) о Святой Троицѣ и б) о воплощеніи Сына Божія а). Первыми учителями раскола особенно выдававшимися
въ ваіциту его «словомъ и писаніемъ», бевспорно должно
признать Аввакума — протопопа Юрьевца поволжскаго,
Лазаря—Романовскаго, Никиту—Суздальскаго и Ѳеодора
діакона Благовѣщенскаго московскаго собора. Это были
великіе хулители церкви православной. Не признавая
соборнѣ исправленныхъ книгъ въ церковное употребле¬
ніе, они открыто проповѣдывали о поврежденіи сихъ
книгъ, а церковь обнесли зараженною всякими ересями.
Въ противоположность этому, самихъ себя выставляли
«исповѣдниками правыхъ догматовъ, охранителями древ¬
няго благочестія, старовѣрами», «Что же ересь наша»,
восклицалъ Аввакумъ въ одномъ письмѣ, или какой ра¬
сколъ внесли мы въ церковь. Если мы раскольники и а) Считаемъ долгомъ сказать, что для настоящей бесѣды имѣли мы
въ основаніи своемъ слѣдующіе источники: а) сборникъ аввак умовыхъ
сочиненій, рукопись бнбл. А. И. Хлудова № 259*, б) древній списокъ
посланія И8ъ пустоэерска д. Ѳеодора къ сыну Максиму, рукоп. библ.
г. Хлудова № 257; в) раскольничьи дѣла XVIII столѣтія, иввлеченвыя
ивъ дѣлъ Преображенскаго приказа и тайной разыскныхъ дѣлъ кан¬
целяріи г. Есиповымъ, изд. Еожанчикова 1863 г. г) описаніе нѣкото¬
рыхъ сочиненій, написанныхъ русскими раскольниками въ пользу
раскола, зап. А. Б. 1861 г. д) полное историч. извѣстіе Журавлева,
издан. четвертое 1831 г. е) матеріалы для исторіи раскола том. VI изд.
подъ редакц. Н. Субботина. ОідШіесІ Ьу г