* и БЕСѢДА 3-я. 1) клятвахъ собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ? Отступившіе отъ православной церкви часто упрека-
чотъ ее между прочимъ за то, что она изрекла клятвы
•на Соборѣ 1667 года противъ, напримѣръ, крестящих¬
ся двуперстно, а1 потомъ сама же дозволяетъ молиться
двуперстно въ своихъ храмахъ н торжественно благос¬
ловила единовѣрцевъ употреблять двуперстіе н отправ¬
лять Богослуженіе по старопечатнымъ книгамъ временъ
Іосифа патріарха. Въ этомъ дозволеніи единовѣрцамъ
двуперстія въ настоящее время они видятъ противорѣ*-
чіе церкви самой себѣ: то, говорятъ они, что запрещено
4>ыло церковію прежде, не должно разрѣшать н теперь.
Если уже разрѣшили двуперстіе, то для чего "и клятвы
существуютъ противъ онаго? Онѣ, либо излишни, либо
несправедливы. Такъ обыкновенно разсуждаютъ отсту¬
пившіе отъ православной церкви. Нужно замѣтить, что
въ втихъ ихъ сужденіяхъ заключается много соблазна
для неопытныхъ и слабыхъ христіанъ. Повидимому,
нужно непремѣнно согласиться съ ними въ томъ, что
святая православная церковь противорѣчитъ сама себѣ:
то запрещаетъ, то дозволяетъ, то изрекаетъ клятву, то
снимаетъ ихъ по одному и тому же предмету, по по¬
воду однихъ и тѣхъ же обрядовъ. Неопытные, дѣйстви¬
тельно, легко увлекаются мнимыми доказательствами ОідКііесІ Ьу (^оодіе