1078 „СТАРООБРЯДЕЦЪ “. диться не могли, какъ симъ послѣднимъ. Но если наши новооб- 
рядцы не вѣрятъ этому откровенію, какъ обличающему ихъ за¬ 
блужденіе объ аллилуіи. то и пусть остаются при своемъ невѣріи. 
Называть же житіе, преподобнаго Ефросина подложнымъ они не 
имѣютъ рѣшительно никакого права. И никто изъ нихъ до сихъ 
поръ не называлъ его подложнымъ, кромѣ нашего отвѣтчика. 
Пусть, какъ хочетъ отвѣтчикъ, оно написано отъ соннаго мечта* 
нія, пусть клирикъ Василій, спасатель житіи преподобнаго Ефро¬ 
сина, разсказалъ свой сонъ, какъ думаетъ Антоновъ. Но развѣ 
разсказать свой сонъ—значитъ составить подлогъ? Многіе разска¬ 
зываютъ свои сны: но никто не скажетъ, что они сочиняютъ под¬ 
логи. Если бы и глава новообрядческой церкви митр. Стефанъ 
Яворскій, составившій подложное дѣяніе, разсказалъ свой совъ, 
и новообрядцы повѣрили ему: никто не сталъ бы обвинить ни его 
въ составленіи подлога, ни ихъ въ содержаніи подлога и пользо¬ 
ваніи симъ. Но онъ, какъ извѣстно, не сонъ разсказалъ, а соста¬ 
вилъ подложное дѣяніе цѣлаго собора. А новообрядчесвая церковь 
соборнѣ подтвердила его подлинность, приняла и содержитъ его 
и пользуется имъ. Составлять же подлоги, по свидѣтельству свя¬ 
того Амфилохін, есть такое преступленіе, какъ дѣланіе „Фальши¬ 
выхъ монетъ", или, говоря современнымъ языкомъ,—какъ поддѣлка 
кредитныхъ билетовъ, за что, какъ извѣстно, ссылаютъ въ ка¬ 
торгу. Не прощаются и „переводчики11 Фальшивыхъ монетъ: а 
имъ подобны пользующіеся подлогами, наши новообрядцы. Итакъ, разсказъ о видѣніи Василія клирика, о явленіи ему 
Пресвятыя Богородицы не можетъ быть названъ подложнымъ, 
потому что онъ самъ описалъ его. Если бы кто либо другой на¬ 
писалъ его и выдалъ бы за произведеніе Василія, тогда бы мож¬ 
но было наэвать его подложнымъ. Но этого не было. Клирикъ 
Василій самъ описалъ свое видѣніе. И отвѣтчикъ не могъ дока¬ 
зать, что разсказъ о немъ подложный. Антоновъ для прикрытія 
своего безсилія доказать его подложность употребилъ обычный у 
новообрядческихъ апологетовъ пріемъ: переходить оіъ менѣе силь¬ 
ныхъ и содержательныхъ словъ къ болѣе сильнымъ и содержа¬ 
тельнымъ: сперва „отъ соннаго мечтанія", затѣмъ „несомнѣнно 
лживое* и наконецъ „подложное11. Но такой способъ доказательствъ 
есть просто логическая Фальшь, или иначе неправильное Фальши 
вое мышленіе. Затѣмъ отвѣтчикъ говоритъ, что „инокъ Павелъ (Бѣлокри¬ 
ницкій) сочинилъ цѣлый „разговоръ* епископа Павла Коломен