Искусство Византии IV-XV веков

Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. -Л.:Искусство, 1986. -2-е изд., испр.

1986

OCR
III. И С К У С С Т В О
В РЕМ ЕН И И К О Н О БО РЧЕС ТВ А
(726— 843)

С момента своего возникновения, с IV века, иконы полу­
чили широкое распространение на территории всей В изантий­
ской империи. Н о усиливающийся с годами культ иконопочитания сопровождался в Византии грубым фетишизмом и при­
митивными суевериями, особенно сильными у простого наро­
да. М иссия икон как защ итниц армии и отдельных городов
шла от античной, языческой практики, при которой каждый
город имел своего бога-покровителя. Значение икон увеличи­
валось и благодаря распространению культа реликвий.
Особую роль в первые века после признания христианства
сыграли так называемые «нерукотворные» иконы, возникшие,
согласно легендам, чудесным образом. Некоторые из них счи­
тались «не сотворенными рукой человека». Большое значение
приобрели в Византии и «чудотворные» иконы, чья сила, как
полагали, передавалась человеку, прикоснувшемуся к ним.
Такие иконы, вокруг которых возникали многочисленные ле­
генды, находились в монастырях. Сюда на поклонение прихо­
дили паломники. З а счет их пожертвований в основном и су­
ществовали монастыри, заинтересованные в иконах. Все это
настораживало светскую власть, опасавшуюся безграничного
усиления монастырей и церкви вообще.
Н адо признать, что оппозиция иконам всегда была доволь­
но сильна, даже среди деятелей церкви, которые утверждали,
что божественность лежит вне сферы понимания человека. Со­
противление распространению икон и усилению - их влияния
основывалось на теологических аргументах о невозможности
87