Искусство Византии IV-XV веков

Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. -Л.:Искусство, 1986. -2-е изд., испр.

1986

OCR
ЗА КЛ Ю ЧЕН И Е

И так, после падения Константинополя и захвата империи
турками в течение двух столетий продолжало существовать
византийское искусство. В своем развитии оно прошло долгий
путь. Е го формы, первоначально возникшие на основе памят­
ников древневосточных, греческих и римских, были развиты
согласно требованиям новой, торжествующей и на первых по­
рах прогрессивной религии, пришедшей на смену язы честву и
властно подчинившей себе всю культуру, в первую очередь
изобразительное искусство.
В Византии был создан новый тип церковного здания —
крестово-купольный, идеальным образом отвечающий требова­
ниям ритуала богослужения. Полный синтез мозаик и фресок
с архитектурой был самым совершенным образом достигнут
византийскими мастерами. В Византии, наконец, был осуще­
ствлен столь сложный процесс, как выработка иконографии,
имеющей свои четко обоснованные, логически точные законы.
Им следовали не только сами византийские художники, а так­
же те, которые работали в странах ее непосредственного влия­
ния, но и западные, и не только в средневековье, но и в период
нового времени, если обращались к христианским темам. Вы­
сокие технические достижения, которыми особенно славились
мозаичисты, фрескисты, миниатюристы, мастера прикладного
искусства Византийской империи, и в первую очередь К он­
стантинополя, использовали в своих работах западные и во­
сточные мастера. Принципы оформления книги-кодекса, бле­
стящ е разработанные писцами и иллюстраторами империи,
297