ЗА КЛ Ю ЧЕН И Е
И так, после падения Константинополя и захвата империи
турками в течение двух столетий продолжало существовать
византийское искусство. В своем развитии оно прошло долгий
путь. Е го формы, первоначально возникшие на основе памят
ников древневосточных, греческих и римских, были развиты
согласно требованиям новой, торжествующей и на первых по
рах прогрессивной религии, пришедшей на смену язы честву и
властно подчинившей себе всю культуру, в первую очередь
изобразительное искусство.
В Византии был создан новый тип церковного здания —
крестово-купольный, идеальным образом отвечающий требова
ниям ритуала богослужения. Полный синтез мозаик и фресок
с архитектурой был самым совершенным образом достигнут
византийскими мастерами. В Византии, наконец, был осуще
ствлен столь сложный процесс, как выработка иконографии,
имеющей свои четко обоснованные, логически точные законы.
Им следовали не только сами византийские художники, а так
же те, которые работали в странах ее непосредственного влия
ния, но и западные, и не только в средневековье, но и в период
нового времени, если обращались к христианским темам. Вы
сокие технические достижения, которыми особенно славились
мозаичисты, фрескисты, миниатюристы, мастера прикладного
искусства Византийской империи, и в первую очередь К он
стантинополя, использовали в своих работах западные и во
сточные мастера. Принципы оформления книги-кодекса, бле
стящ е разработанные писцами и иллюстраторами империи,
297