О сотворении мира
В статье содержатся сведения о трактате «О сотворении мира» (De fabrica mundi), автором которого является первый латинский экзегет — свт. Викторин Петавийский. Произведение было написано около 250 г. В связи с декретом папы Геласия (V в.) оно попало в список запрещенных книг, поэтому на него не ссылались восточные писатели. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода данного трактата с латинского на русский язык. Ключевые слова: Бытие, «Шестоднев», экзегеза, экзегетические принципы, хилиастические представления, «О сотворении мира», «Комментарий на Апокалипсис». |
|
Содержание
Н.А. Хандога. Трактат «О сотворении мира» свт. Викторина Петавийского
Вниманию читателей предлагается перевод с латинского языка трактата «О сотворении мира» (De fabrica mundi) свт. Викторина Петавийского (ок. 230-303/304), который был им написан около 250 г1. Подобная дата (достаточно условная) связана с тем, что в экзегезе трактата «О сотворении мира» находят точки соприкосновения с «Комментарием на Апокалипсис» (Commentarius in Apocalypsin)2. Например, по поводу двадцати четырех старцев в трактате «О сотворении мира» (Fabr. 10) раскрывается еще традиционная экзегеза, а в «Комментарии на Апокалипсис» (Apoc. 4, 4) дается собственное толкование. Из этого делают вывод, что De fabrica mundi, вероятно, предшествовала Commentarius in Apocalypsin.
Долгое время считалось, что этот трактат всего лишь фрагмент какогото из многочисленных комментариев cвятителя Викторина, возможно, на книгу Бытия3. В последнее время, однако, большинство исследователей пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение: « ‹...› Подробный анализ структуры текста показал, что он является, самостоятельным законченным трактатом, в котором отчетливо выделяются следующие части: 1) вступление, о цели написания трактата; 2) рассуждение о первых 7 днях творения; 3) число 7 как Божественный символ земных и небесных вещей; 4) параллель между 7 днями творения и домостроительством спасения согласно различным значениям числа 7; 5) заключение, 12 свидетелей дел Божиих», - пишет М. Дюлае4.
С другой стороны, трактат заканчивается комментарием на книгу Откровения, и слова о 12 свидетелях дел Божиих явно выбиваются из общего контекста. Также наводит на размышление отсутствие второго и третьего дня, и это связано вовсе не с отсутствием представлений свт. Викторина о том, как протекало в них творение. Наконец, начало трактата в равной степени может относиться и к полноценному комментарию на Бытие, и к «Шестодневу».
Для разрешения указанных сомнений профессором Мартином Дюлае (M. Dulaey) были высказаны два решающих соображения5, которые не дают возможности считать это произведение фрагментом толкования на Бытие - малое количество цитат из Бытия, а также концентрация автора на двух темах - четверица и седмерица. В результате, учитывая описанные несовершенства трактата, можно предположить, что он является черновиком, который свт. Викторин намеревался дополнить и исправить и на его основе создать развернутый и последовательный текст. В силу неизвестных нам обстоятельств автору пришлось отказаться от своего замысла.
В трактате «О сотворении мира» свт. Викторин соединяет экзегетические принципы Александрийской школы, прежде всего - Оригена и его учеников6, с хилиастическими представлениями. Поэтому библейский рассказ о сотворении мира, лежащий в основе трактата, он анализирует с помощью символико-аритмологической экзегезы.
Можно предположить, что именно хилиазм свт. Викторина повлиял на то, что в V в. список его трудов дважды упоминался среди апокрифов: в первый раз - в послании папы Геласия I, во второй - в «Декрете» Псевдо-Геласия7. C этим запретом связана и плохая рукописная традиция текста: он сохранился в единственной рукописи IX в. (Сodex Lambeth. 414)8.
Впервые трактат издал J. Cave в 1688 г.9, а затем он был воспроизведен в Patrologia Latina10. Эта же рукопись послужила основой для научных изданий текста в Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum11, а также в Sources Chrétiennes12.
De fabrica mundi был разделен М. Дюлае (M. Dulaey), издателем этого текста в серии SC, на 10 тематических глав. В тексте трактата имеется 114 ссылок на Священное Писание, однако, следует иметь в виду, что при цитировании библейского текста свт. Викторин нередко дает его парафраз. Перевод трактата выполнен с указанного издания в серии SC.
Cписок сокращений
CSEL - Сorpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum.
PL - Patrologia Cursus Completus, Series Latina. Ed. J.-P. Migne.
Источники и литература
- Decretum Gelasii / Ed. J.P. Migne // PL. T. 59. Paris, 1862. Col. 163-166.
- De sancto Victorino episcopo Petavionensi et martyre. Tractatus de fabrica mundi / Ed. J.P. Migne // PL. T. 5. Paris, 1844. Col. 301-314.
- Dulaey M. Victorin de Poetovio, premier exégѐte latin. T. 1. Paris, 1993. 373 p.
- Victorin de Petovio. De la Construction du Monde / Ed. M. Dulaey // SC. T. 423. Paris, 1997. P. 137-149.
- Victorin de Petovio. Sur l’Apocalypse, suivi du Fragment Chronologique et de la Construction du Monde / Ed. M. Dulaey // SC. T. 423. Paris, 1997. P. 24-25.
- Victorinus Petaviensis. De fabrica mundi / Ed. J. Haussleiter // CSEL. T. 49. Vindobonae, 1916. Col. 3-9.
- Victorinus Petaviensis. Tractatus de fabrica mundi / Ed. J. Cave // SEHL. T. 1. Basileae, 1741. P. 148-149.
- Wilson H.A. Victorinus / Ed. S. Willam, W. Henry // A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines. T. IV. London, 1887. P. 1129.
- Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. 1008 с.
- Фокин. А.Р. Викторин Петавский // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 458-461.
- Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. I. Период первый: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М., 2005. 362 с.
- Хандога Н.А. Святитель Викторин Петавийский: жизнь, труды, учение // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2010. No 1. С. 6-27.
Святитель Викторин Петавийский. О сотворении мира (De fabrica mundi)
Долгое время считалось, что трактат «О сотворении мира» (De fabrica mundi) всего лишь фрагмент одного из многочисленных комментариев свт. Викторина Петавийского (ок. 230-303304), возможно, на книгу Бытия. В последнее время исследователи пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение. Впервые публикуется русский перевод с латинского языка этого трактата, выполненный Н.А. Хандогой.
1 Когда я, оставшись наедине со своими мыслями, размышляю о сотворении этого мира, в котором мы заключены, я всегда поражаюсь быстротой его устроения, как об этом говорится в книге, написанной Моисеем о сотворении, и которая имеет название Бытие. Все великолепие этого мироздания Бог произвел за шесть дней из ничего в украшение величества Своего, седьмой же освятил благословением (см. Быт 2:2-3). Следовательно, поскольку седмеричным числом дней управляется все земное и небесное, потому в качестве введения я буду размышлять об этой неделе, которая царица всех недель, и, насколько смогу, я попытаюсь объяснить день силы (см. Пс 109:3) в его завершении.
2 «В начале сотворил Бог» свет (Быт 1:1; см. 1:3) и разделил его на двенадцатиричное число часов дня и ночи для того, безусловно, чтобы день человеческих трудов покрывался покоем ночи, и, наоборот, чтобы день побеждал ночь. И, вследствие такой очередности, труд возвращался к покою ночи, и покой обратно умерялся трудами дня. На четвертый день «Бог создал два светила на небе: большое и меньшее, чтобы одно руководило днем, а другое» - "ночью" (Быт 1:16) - солнце и луну, «и поместил на небе все другие звезды, чтобы они освещали землю» (Быт 1:17) и разделяли времена, годы, месяцы и часы (см. Быт 1:14) их стояниями.
3 Здесь раскрывается истинный смысл, - почему четвертый день назван четверицей [тетрадой], почему мы постимся до девятого часа или до вечера, или продолжаем пост до следующего дня. Итак, этот мир состоит из четырех элементов: огня, воды, неба, земли, и эти четыре элемента образуют четверицу [тетраду]. Также солнце и луна в течение года создают четыре промежутка времени: весну, лето, осень, зиму, и эти периоды тоже образуют тетраду. И чтобы развивать далее эту тему, я скажу, что четыре животных перед престолом Божиим (см. Апок 4:6): четыре Евангелия, четыре реки, текущие в райском саду (см. Быт 2:10), четыре поколения народов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Христа Господа Сына Божего. И четыре животных: человек, телец, лев, орел (см. Апок 4:7); и четыре реки: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (см. Быт 2:11-14). Человек Христос Иисус, являющийся творцом той четверицы, которую мы выше упомянули, был схвачен нечестивыми. Поэтому, по причине Его взятия под стражу в четвертый день недели - в среду - из-за возвышенного величия Его деяний и для временного оздоровления человеческого организма, чтобы стяжать плоды веселия и внутреннюю умиротворенность, мы совершаем пост.
4 В пятый день земля и вода отдали свои плоды (см. Быт 1:20-23). В шестой день было создано все то, чего еще недоставало. Вследствие этого Бог воздвиг человека из земли (см. Быт 2:7) как господина всех вещей, которые Бог создал на земле и в воде (см. Быт 1:28). Однако прежде [человека] Бог сотворил ангелов и архангелов, полагая духовное прежде земного. Ведь свет появился раньше неба и земли. Этот шестой день называется пятница [параскеве], или приготовление царства. Ведь Адама Он сотворил по образу и подобию Своему (см. Быт 1:26). Он сотворил ангелов, как и человека, после завершения Cвоих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира.
5 «В седьмой день Бог почил от всех дел своих и благословил и освятил их» (Быт 2:2-3). Этот день мы имеем обыкновение почитать превыше других, потому что в День Господень мы с благодарением приобщаемся к Хлебу. И пятница становится постом, чтобы не показалось, что мы соблюдаем субботу с иудеями, ибо «Господин субботы» Христос (Мф 12:8) через пророков сказал, что «ненавидит субботы душа Его» (Ис 1:13-14), поскольку Он разрешил субботу телом Своим. Однако прежде Он повелел Моисею, чтобы время обрезания не превышало восьмого дня (см. Лев 12:3), который часто выпадает на субботу, как мы читаем об этом в Евангелии (см. Ин 7:22). Моисей, провидя жестокосердие этого народа, воздвиг руки и распял самого себя в битве, начатой иноплеменниками в субботу (см. Ис 17:8-13), чтобы они были взяты в плен и суровостью закона были образованы для учения, которого они избегали.
6 И потому Давид в шестом псалме просит Господа «за восьмой день», чтобы Он «не в ярости своей обличил его и не в гневе осудил его» (Пс 6:1-2). Это действительно восьмой день сего будущего суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения той недели. Также Иисус Навин, преемник Моисея, нарушил субботу. Ибо в субботний день повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона со звуком труб и объявлять иноплеменникам войну (см. Ис 6:3,15). Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского и подверг иноплеменников преследованию в тот же день (см. 1Мак 2:25, 41, 47). И у Матфея (см. Мф 12:3-5) мы читаем подобный текст. Также Исаия и некоторые его товарищи (см. Ис 1:13; Ос 2:13) преступили субботу, чтобы была соблюдена истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия. Поэтому каждым из этих семи дней Господь по отдельности обозначает тысячу лет. Ибо так написано: «В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как день единый» (Пс 89:4; 2Петр 3:8). Следовательно, в очах Бога по отдельности находится каждое тысячелетие, ибо "семь" я насчитываю «очей Господа» (Зах 4:10). И, как я упомянул, по этой причине эта истинная суббота есть седьмое тысячелетие, в котором Христос будет править с избранными (см. Апок 20:6).
7 Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его все воинство [букв. "сила"] их» (Пс 32:6). Эти небеса - семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: «И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия» (Ис 11:2-3). Вследствие этого самое высокое - небо мудрости, второе - разума, третье - совета, четвертое - крепости, пятое - знания, шестое - благочестия, седьмое - страха Божия. Оттуда гремят громы, распространяются молнии, образуя шары огня, являются раскаленные глыбы, сияют созвездия, мерцают удивительные лучи света, иногда даже солнце и луна приближаются, совершая попеременно встречу, порождая внезапно огромный свет, сияния которого вызывают остроту зрения. Но, напротив, устроитель всего творения - это Слово. Ибо так говорит Отец: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс 44:2). Евангелист Иоанн так говорит: «В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:1-3). Итак, первый был создан как творение, Второй же - как человек из рода человеческого, как говорит апостол (см. 1Кор 15:45-47)13. Следовательно, это Слово называется мудростью, когда Оно создало свет; разумом - когда Оно создало небо; советом - когда Оно создало землю и море; крепостью - когда Оно создало солнце и луну и другие светила; ведением - когда Оно производит плоды земли и моря; благочестием - когда Оно образовало человека; когда Оно благословляет человека и освящает его, то получает имя Страха Божия.
8 Вот семь рогов агнца (см. Апок 5:6), семь глаз Божиих (см. Зах 4:10), семь глаз серебряных (см. Зах 3:9), семь духов (см. Апок 4:5), семь факелов, горящих перед престолом Божиим (см. Апок 4:5), семь золотых подсвечников (см. Апок 1:13,20), семь овец (см. Быт 21:28-29), семь женщин у Исайи (см. Ис 4:1), семь церквей у Павла, семь диаконов (см. Деян 6:3), семь ангелов (см. Апок 8:1; 15:1; 15:1), семь труб (см. Апок 8:6), семь печатей книги (см. Апок 5:1), семь недель, заканчивающихся Пятидесятницей (см. Лев 23:15-16), семь седмин и шестьдесят три седмины у Даниила (см. Дан 9:24-27), по семь всякого чистого (т.е. животных) в ковчеге у Ноя (см. Быт 7:2), семь Каиновых кар (см. Быт 4:15; 4:24; 4:24), семь лет для возвращения долгов (см. Втор 15:1), светильник с семью лампадами (см. Зах 4:2), семь столпов мудрости в доме Соломона (см. Притч 9:1).
9 Таким образом, как ты видишь, здесь упоминается о невыразимой славе и провидении Божием. Я попытаюсь их показать, однако так, как мне это позволит мое малое понимание. Для того, чтобы восстановить этого [т. е. падшего] Адама через седмицу, а также прийти на помощь Своему творению, Бог совершает рождество Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Итак, тот, кто научен в законе Божием и исполнен Святым Духом, да не презрит сердцем то, что ангел Гавриил благовествовал (см. Лк 1:28) Деве Марии в тот же день, когда змей обманул Еву; Святый Дух исполнил Деву Марию в тот день, когда Бог сотворил свет; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог создал сушу и море; Он обратился в молоко в тот день, когда Бог сотворил светила; Он обратился в кровь в тот день, когда земля и вода принесли свои плоды; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог воздвиг человека из земли; Христос родился в тот день, когда Бог образовал человека; Он пострадал в тот день, когда пал Адам, Он воскрес из мертвых в тот день, когда Бог сотворил свет. Он также исполняет Свое человечество числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, время полного расцвета сил, зрелость [совершенный возраст], смерть. Он показывает Свое человечество иудеям следующими способами: когда Он алчет (см. Мф 4:2), жаждет (см. Ин 4:7), когда Он принимает пищу [и питие] (см. Лк 7:34), когда Oн идет (см. Мф 4:18) и удаляется (см. Ин 6:15; Мф 4:12), когда Oн спит на изголовье [корабля] (см. Мк 4:38). Смотри же, как Он возвещает о Себе им как о Господе, когда во время сильной бури на море стопами ходит по воде (см. Ин 6:18-19; Мф 14:22-23), ветрам повелевает (см. Лк 8:25), болящих исцеляет (см. Мф 12:15), хромых ставит на ноги (см. Мф 15:31), слепых просвещает зрением (см. Мф 15:31), глухих учит слушанию, а немых красноречию (см. Мк 7:37).
10 Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течение этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов - двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые восседают перед престолом Божиим c золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами (см. Апок 4:4), по той причине что они непохожи [букв. другие] на ангелов и людей.