О книжном исправлении. Ф. Абрамов

1908

Содержание
OCR
944

О воспитаніи дѣтей.

воритъ Писаніе, бѣ честенъ въ тыя дни, не бѣ видѣніе посылаемо (1
Цар. 3, 1); а между тѣмъ ему (Самуилу) Богъ часто открывалъ
волю Свою. Такъ-то полезно отдавать всегда свои стяжанія Бо
гу и отказываться не только отъ денегъ и вещей, но и отъ са
мыхъ дѣтей. Ибо, если это заповѣдано намъ дѣлать по отноше

нію къ душѣ нашей (Матѳ. 10, 37), тѣмъ болѣе по отношенію ко
всему прочему. Это сдѣлалъ и патріархъ Авраамъ, или лучше
сказать, гораздо больше этого; потому и получилъ сына съ боль
шею славою. И подлинно, мы тогда-то особенно и имѣемъ при
себѣ дѣтей своихъ, когда отдаемъ ихъ Господу. Ибо Онъ гораз
до лучше насъ сохранитъ ихъ, потому что больше печется объ
нихъ. Не видите ли, что такъ бываетъ и въ домахъ богачей? И

тамъ низшіе слуги, живущіе съ отцами, не такъ уважаются и не
имѣютъ такой силы; а тѣ, коихъ господа, взявъ отъ родителей,

опредѣляютъ къ себѣ на службу и дѣлаютъ хранителями сокро
вищъ, пользуются большимъ благовеніемъ и свободою, и быва
ютъ столько же славнѣе своихъ сорабовъ, сколько-господа ра
бовъ. Если же люди такъ добры и благосклонны къ своимъ слу
гамъ, тѣмъ болѣе-безпредѣльная Благость, т. е. Ботъ.
35) Позволимъ дѣтямъ служить Богу, вводя ихъ не въ храмъ
только, какъ Самуила, но на самое небо, (служить) вмѣстѣ съ
ангелами и архангелами. Ибо, что посвятившіе себя этому цѣло
мудрію дѣйствительно будутъ служить съ ними (ангелами), это
очевидно для всякаго. При томъ такія дѣти будутъ предста
тельствовать съ великимъ дерзновеніемъ не только за себя, но и
за насъ. Ибо если нѣкоторыя (дѣти) получили отъ Бога помощь
ради отцевъ, тѣмъ болѣе отцы могутъ получить ради дѣтей; по
тому что въ первомъ случаѣ правомъ на помощь служитъ толь
ко единство природы, а въ послѣднемъ-и воспитаніе, которое
гораздо важнѣе природы. То и другое докажу вамъ изъ Бо
жественнаго Писанія.Такъ Езекію, царя добродѣтельнаго и благо
честиваго, но неимѣвшаго по своимъ дѣламъ дерзновенія стать
противъ угрожавшей ему великой опасности, Богъ спасъ за до

бродѣтель отца, какъ говоритъ самъ Онъ: и защищу градъ сей,
еже спасти его Мене ради, и Давида ради раба Моего (4 Цар. 19,
34). А Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею о родителяхъ сказалъ:

жена... спасется же чадородія ради, аще пребудетъ въ вѣрѣ и любви
и во святыни съ цѣломудріемь (1 Тим. 2, 15). И Іова Писаніе во

схваляетъ какъ за то, что онъ бѣ человѣкъ истиненъ, непороченъ,
праведенъ, благочестивъ, удаляяйся отъ всякія лукавыя вещи (Іов. 1,

1), такъ и за попеченіе о дѣтяхъ (ст. 5). А это попе