Православно-догматическое богословие. Том 2
Макарий Булгаков. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. — СПб., 1883 |
|
1883 |
|
Макарий Булгаков. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. — СПб., 1883 |
|
1883 |
|
Митрополит Макарий: жизнь и богословская деятельность
Начальное образование и воспитание (1823–1831)
Курская духовная семинария (1831–1837)
Киевская духовная академия (1837–1841)
Первые годы преподавания (1841–1842)
Годы преподавания и ректорства в СПбДА (1842 – 1851)
Архиерейское служение на Тамбовской кафедре (1857–1859)
Архиерейское служение на Харьковской кафедре (1859 – 1868)
Годы управления Литовской епархией (1868 – 1879)
Богословское наследие митрополита Макария
ЧАСТЬ II. О БОГЕ - СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ.
Связь с предыдущим, важность предмета, учение о нем Церкви и разделение учения.
ГЛАВА I. О БОГЕ, КАК СПАСИТЕЛЕ НАШЕМ ВООБЩЕ.
Средство, избранное Богом для восстановления или Искупления человека и значение этого средства.
Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Искупления, и почему воплотился для сего именно Сын?
Побуждение к делу Искупления и цель пришествия на землю Сына Божия.
Вечное предопределение Искупления, и почему не скоро пришел на землю Искупитель?
Приготовление Богом человеческого рода к принятию Искупителя, и вера в Него во все времена.
ГЛАВА II. О ГОСПОДЕ НАШЕМ ИИСУСЕ ХРИСТЕ В ОСОБЕНОСТИ.
Связь с предыдущим и состав учения.
Член I. О Лице Господа Иисуса Христа, или о таинстве воплощения.
Важность и непостижимость догмата, краткая история его, учение о нем Церкви и состав учения.
I. О двух естествах во Иисусе Христе.
Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий.
Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии.
Член II. О совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения или о таинстве Искупления.
Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение?
I. О пророческом служении Иисуса Христа.
Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения.
Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди.
Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, в замен закона Моисеева.
Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена.
II. О первосвященническом служении Иисуса Христа.
Как совершил Господь Иисус свое первосвященническое служение? Состояние Его истощания.
В особенности смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас Жертва.
Подробнейшее изображение в Слове Божием нашего Искупления смертию Иисуса Христа.
Раскрытие самого способа нашего Искупления смертию Иисуса Христа.
Обширность искупительных действий смерти Христовой.
Следствие крестных заслуг Иисуса Христа по отношению к Нему Самому: состояние Его прославления.
Отношение первосвященнического служения Иисуса Христа к Его служению пророческому.
III. О царском служении Иисуса Христа.
Связь с предыдущим, понятие о царском служении Иисуса Христа и истина сего служения.
В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса.
Нисшествие Иисуса Христа во ад и победа над адом.
Воскресение Иисуса Христа и победа над смертью.
Вознесение Иисуса Христа на небеса и отверстие для всех верующих в Него Царства Небесного.
ОТДЕЛ II. О БОГЕ - СПАСИТЕЛЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ.
Связь с предыдущим и предмет настоящего отдела.
ГЛАВА I. О БОГЕ, КАК ОСВЯТИТЕЛЕ.
Член I. О Церкви, как орудии, через которое совершает Господь наше освящение.
I. О происхождении, пространстве и цели Церкви.
Основание Церкви Господом Иисусом Христом.
Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к ней.
Цель Церкви Христовой и данные ей для цели средства.
Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения.
Член II. О благодати Божией, как силе, которою Господь освящает нас.
Краткий обзор ложных мнений о догмате, учение Православной Церкви и состав этого учения.
I. О необходимости благодати Божией для освящения человека.
Необходимость благодати для освящения человека вообще.
Необходимость благодати для добродетели человека, по обращении его к христианству.
Необходимость благодати для пребывания человека в вере и добродетели христианской до конца жизни.
II. О всеобщности благодати и отношении ее к свободе человека.
Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо.
Человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и чрез него благодать Божия.
III. О существе и условиях самого освящения человека благодатию Божиею.
Член III. О таинствах Церкви, как средствах, через которые сообщается нам благодать Божия.
Учение Православной Церкви о Таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате и состав члена.
Место Таинства Крещения в ряду прочих Таинств, понятие о крещении и его разные названия.
Божественное установление Таинства Крещения.
Видимая сторона Таинства Крещения.
Невидимые действия Таинства Крещения и его неповторяемость.
Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию.
Божественное установление Таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность.
Видимая сторона Таинства Миропомазания.
Невидимые действия Таинства Миропомазания и его неповторяемость.
Кому принадлежит право совершать Таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?
III. О Таинстве Евхаристии или Причащения.
Сязь с предыдущим, понятие о Таинстве Евхаристи, его превосходство и разные названия.
Божественное обетование о Таинстве Евхаристии и самое его установление.
Видимая сторона Таинства Евхаристии.
Невидимое существо Таинства Евхаристии:
А. Действительность присутствия Иисуса Христа в сем Таинстве.
Б. Образ и следствия присутствия Иисуса Христа в Таинстве Евхаристии.
Необходимость причащения Евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды Таинства.
Связь с предыдущим, понятие о Таинстве Покаяния и его разные названия.
Божественное установление и действительность Таинства Покаяния.
Кто может совершать Таинство Покаяния и кто приступать к нему?
Что требуется от приступающих к Таинству Покаяния?
Видимая сторона Таинства Покаяния, невидимые его действия и их обширность.
Связь с предыдущим, понятие о Таинстве Елеосвящения и его названия.
Божественное установление Таинства Елеосвящения и его действительность.
Кому и кем может быть преподаваемо Таинство Елеосвящения?
Видимая сторона Таинства Елеосвящения и его невидимые, благодатные действия.
Божественное установление Таинства Брака и его действительность.
Видимая сторона Таинства Брака и невидимые действия.
Кто может совершать Таинство Брака, и что требуется от приступающих к этому Таинству?
ГЛАВА II. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ.
Связь с предыдущим, понятие о Боге как Судии и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сем учения.
Член I. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека порознь.
Член II. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для всего человеческого рода.
События, имеющие совершиться в день всеобщего Суда, и их распорядок.