О Св. Троицѣ. 537 единство:—не даромъ Самъ Господь ссылается на любовь, какъ
на образецъ любви (Мѳ. III, 37). Не даромъ Св. Апостолъ Павелъ уподобляетъ любви мате¬
ри свою любовь (Гл. IV, д). „У любящей матери, даже въ мірѣ животныхъ, часть жиз¬
ни переходитъ въ дѣтей, не только жизни чисто тѣлесной, что
выражается, напр., въ млекопитаніи, но и часть высшихъ жиз¬
ненныхъ инстинктовъ. Посмотрите на высидѣвшуюся въ гнѣздѣ исхудалую насѣд¬
ку, собравшую своихъ цыпляръ около корма, но не прикасаю¬
щуюся къ послѣднему, (Именно о насѣдкѣ говоритъ Мѳ. XXIII, 37). Въ ней нѣтъ даже борьбы съ инстинктомъ голода; радость
о насыщеніи птенцовъ насыщаетъ ея тѣло взамѣнъ дѣйствитель¬
ной пищи. Въ случаѣ нападенія враговъ она, съ опасностью или
даже съ дѣйствительною лотерею жизни, защищаетъ ихъ жизнь,
и при томъ что самое главное, она дѣлаетъ все это совершенно
непосредственно, точно такъ же, какъ прежде защищала бы свое
собственное благополучіе. Отсюда слѣдуетъ, что предметъ (объ¬
ектъ) инстинктовъ измѣнился, перейдя съ особи на семью. То
же самое, но Съ признаками сознательности и свободы, хотя и
съ сохраненіемъ той же непосредственности въ самыхъ влечені¬
яхъ и порывахъ, вы увидите въ матери человѣка. Когда она тру¬
дится, голодаетъ, не спитъ ночей, и вообще переноситъ скорби
за ребенка, за дѣтей, она почти никогда не чувствуетъ въ себѣ
борьбы, не очущаетъ подвига, какъ не чувствовала подвига въ
дѣвичьей жизни, заботясь о себѣ самой. Въ этомъ смыслѣ пред¬
метъ (объектъ) ея самосознанія изъ я перешелъ на мы. Въ са¬
момъ даже теоретическомъ актѣ самознанія ей гораздо непосред¬
ственнѣе понятна противоположность между этимъ „мы“ и про¬
чимъ міромъ, нежели между ея собственнымъ „я“ и ребенкомъ
или дѣтьми. Эта внутрянняя связь съ дѣтьми идетъ гораздо даль¬
ше сознательной области ея душевной жизни, въ періодъ кор¬
мленія дитяти грудью, простираясь даже на жизнь тѣлесную, а
въ дальнѣйшіе годы—предугадывая внутреннія движенія сынов¬
ней жизни по самымъ общимъ, случайнымъ и условнымъ выра¬
женіямъ, такъ, что пословица: материнское сердце—вещунъ—
имѣетъ глубокій философскій смыслъ. Съ переходомъ жизнен¬
наго интереса въ души дѣтей, у женщины въ значительной сте¬
пени а иногда и вовсе, исчезаетъ попеченіе о себѣ самой, такъ
что въ мысляхъ, чувствахъ и намѣреніяхъ происходитъ такое ко¬
ренное видоизмѣненіе, что обычныя психологическія и логиче¬