К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь

Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь. - Москва, 1892

1892

Содержание
OCR
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
19 11
устами с в я щ е н п а г о Т а р а с і я провозглашает*: „и опять но п с т и н ѣ гол о с * Божій, что чадо н е у м р у т * за о т ц о в * и что отъ Б о г а хнротонія".
Т а к ж е и св. Оптатъ, епнскопъ Л ф р и к а п с к а г о города Милеиа, жившііі
в ъ половпнѣ I V в ѣ к а , говорить (de s c h i s m a l c D o n a t i s t a r u m , II, 2 8 ,
2 5 ) : S a u l a n t e q u a m p c c c a r c t , u n g i m e r u i t , post u n c t i o n e m non lev i l e r ofl'endit. H o c D e n s c u m v i d e r e t , p r o p t e r o l e u m non t a n g e i i d u m , v o l o n s e x c m p l u m p r o p o n e r c , p o e n i t e n t i a m professus est; sic enim
l e g i t u r dixissc D o m i n u m : „ P o c n i t c t me unxisse S a n i in r e g e m " (1 H e g .
1 5 . 1 1 . ) ; et utique potnil Deus o l e u m q u o d d e d e r a t a u f e r r c . Sod
c u m voluit d o c c r c , n o n d e b e r e c o n t i n g i o l e u m etiam in p e c c a t o r e ,
ipse qui d e d e r a t , p o e n i t e n t i a m
gessil
Quia scriptum
est:
„Ne tetigerilis u n c l o s m c o s , n e q u e in proplietas m c o s m a n u m m i s e ritis (Ps. 1 0 4 , 15). O l e u m suum d é f e n d î t Deus, quia si p e c c a t u m
est h o m i n i s , imctio est tarnen divinitatis. Ne tetigerilis, inquit, u n c l o s
m e o s " , i d e o , ne dum p e c c a t u m hominis p e r c u t i t u r , et o l e u m , q u o d Dei
est, f e r i a t u r . J u d i c i o suo D e u s s e r v a v i t r e m s u a m , . . . Н а з ы в а я же братомъ епископа с х и з м а т и к о в * Д о п а т и с т о в * І І а р м е н і а н а н у к а з ы в а я н а
большую разницу между раскольниками и еретиками, еретиковъ счит а е т * чуждыми т а и н с т в * каѳолической церкви, а схизматиков* призн а е т * з а п м ѣ ю щ и х * п с т п н н я и общія с ъ каѳолнкамп тайны. „ D c n i q u e et apud n o s e t apud vos u n a est c o n v e r s a t i o , c o m m u n e s l e c t i o nes, c a d c m fides, ipsa fid ci s a c r a m e n t a , e a d e m m y s t e r i a " (ibid. V , I ) . ' ) .
A Допатпсты были т о р ж е с т в е н н о осуждены двумя помѣстпыми соборами, однпмъ, собравшимся в ъ Р п м ѣ въ 3 1 3 г . , а другим*, болѣе мног о ч и с л е н н ы м * въ А р е л а т ѣ , въ 3 1 4 г. К о г д а же въ 4 1 1 г. множество
епнскоповъ и міряпъ нзъ Д о п а т и с т о в * уже соединились ст. каѳолнческою церковію, клирики сохранили свои степени 2 ) .
Св. В а с н л і й В е л п к і й т а к ъ убѣжденъ въ томъ, что правильно сов е р ш е н н а я хнротонія n e повторяется, что не д а е т * в ѣ р ы слуху, будто
а р і а н с к і й епнскопъ Севастійскій Е в с т а ф і й вторично рукоположилъ н ѣ к о т о р ы х * н осуждаетъ его з а такой дерзкій и ни одннмъ еретиком*
прежде пе сдѣлаппый поступокъ, „если только с л у х * в ѣ р е н ъ , а пе клеветппчный в ы м ы с е л ъ " 3 ) . И въ 5 1 - м * с в о е м * правилѣ, согласпо с *
канонами, точпѣе опредѣляя нопятіе о пивложепіи, пншетъ: „ О сос т о я щ и х * в * клнрѣ правила положены безразлично. Опѣ повелѣваютъ
' ) См. т а м * же I, 1 0 , 1 2 . Ш, 9 .
) Коятогон. Церк. Ист. т . I. Itapoar. соб. прав. 7 7 , 7 8 , 1 2 8 , 1 2 0 , 1 3 2 .
я ) 6ï-fe Xo-foç àXr|9iiç, к а і |ді'і тгХа(Тца êffriv è m biaßoXij аиѵтеѲеѵ. Письмо

опредѣляти падшим* единое паказапіе: изверженіе отъ слуясепін,
находятся ли они въ степени с в я щ е н с т в а пли проходятъ с л у ж е н і е , ne
нмѣющее рукоположенія с в я щ е н с т в а " .
Іоснфъ В р і е н н і н во второмъ нослапіи къ с в я щ е н н и к у Н н к н т ѣ говорнтъ:„Священпиковъ и т а л ь я н ц е в * , и прежде в с ѣ х * п е р в о н а ч а л ы ш к а и х ъ ,
считай за изверженнмхъ всѣми отцами; но что к а с а е т с я до с о в е р ш е п н ы х ъ
ими священнодѣйствій, то думай, что в с ѣ они святыя и с о в е р ш е н и ы я ,
подобно священнодѣйствіямъ, с о в е р ш а е м ы х * и низложенными между ними
священниками". Т а к ж е знаменитый А с т р а х а н с к і й а р х і е п н с к о п ъ Е в г е п і й
В ул rap н е * '), изучив* вопросъ э т о т * , с ъ присущей ему гл у боком мелен но- стію, пишет*: „Низложеніе ни что иное, к а к ъ нзверженіе отъ с п я щ е н н о служепія H только по этому-то б е з п р е с т а н н о е Н безконечное запрещеніе (т. е. для в п а в ш и х * въ иреступленіе, канонически препятствующ е е къ с в я щ е н н и ч е с т в у ) , различающееся отъ запрещенія т о л ь к о т ѣ м ъ ,
что нослѣднее н а л а г а е т с я н а п р е с т у п н и к о в * н а онредѣлепное время,
но истечепіп котораго поступает* в о з с т а н о в л е н і е , a пизложепіе нродолжается во всю жизнь безъ надежды возстаиовленія, хотя н нмъ
священство само вовсе не изглаживается: с в я щ е н с т в о остается н е н з глажимымъ и по своему с у щ е с т в у неразрушпмымъ. К а к ъ подвергнутый запрещенію н в ъ противность къ своему осуждеиію с в я щ е н нодѣйствующій ирнвлекаетъ къ с е б ѣ большую епитпмію, но приносимые дары освящаются паіпествіемъ посвящающаго Д у х а Святаго, точно
т а к ж е если нредиололшмъ, что в с ѣ священники наши, по к а н о і ш ч е скимъ постаповленіямъ, подлежать пизложепію, то с к а ж е м ъ правду,
что они, прежде должности і е р е е в ъ , добываютъ с е б ѣ строжайшее н а казаніе въ томъ с в ѣ т ѣ , но не думаемъ, что с о в е р ш а е м о е ими о с т а в ляет!. несовершенным-!, освящающій Д у х * , но утверждаемъ, что Онъ
n таинства совершаетъ н благодати своей удостонваетъ с ъ благоговѣпіемъ и вѣрою приступающихъ к ъ пнмъ. Сомнѣваться в ъ этомъ, к а к ъ
говорнгъ Николай Кавасила ( в ъ Истолковапіп с в я щ . лнтургіи, гл. 4 6 ) ,
может* только тотъ, кто д у м а е т * , что с в я щ е н н и к * с а м * владѣетъ приношеніемъ э т и х * даровъ; и в с е это совершенно утверждается в ы ш е упомяпутымъ соборнымъ р ѣ ш е н і е м ъ протпвъ епископа В а л в и с с к а г о
Леоптія, ирннятіемъ въ Церковь н признапіемъ е ю с в я щ е н с т в а епнскоповъ H другихъ клнриковъ, р у к о п о л о ж е н н ы х ъ изверженными М е летіемъ и Иетромъ Моггомъ, т а к ж е к а к ъ и многочисленными прнмѣрамн H изложен и и х ъ еписконовъ и с н о в а в о з с т а н о в л е н н ы х ъ н а собствениыя свои или другія каоедры безъ вторнчнаго рукопололѵенія,

а

130.

' ) К р т к . ' б т а т а а . , pag. 2 7 7 — 8 0 .