ЕРМІЯ ФИЛОСОФА
ОСМѢЯНІЕ ЯЗЫЧЕСКИХЪ ФИЛОСОФОВЪ.
1.
Блаженный апостолъ Павелъ въ посланіи къ Корин
ѳянамъ, жителямъ сосѣдственнымъ съ страною Греціи, кото
рую называютъ Лакоеіею, такъ возвѣщаетъ: «возлюбленные,
премудрость міра сего есть глупость въ очахъ Божіихъ» (*),
и это сказалъ онъ не мимо истины. Ибо, мнѣ кажется, пре
мудрость эта получила начало отъ паденія ангеловъ, и отъ
сего-то философы , излагая свой ученія, не согласны между
собою ни въ словахъ, ни въ мысляхъ. Такъ одни изъ нихъ
душу человѣческую признаютъ за огонь, какъ Демокритъ;
другіе — за воздухъ, какъ стоики; иные за умъ, иные за дви
женіе, какъ Гераклитъ (*); другіе — за испареніе, другіе за
силу, истекающую изъ звѣздъ, другіе за число одаренное силою
движенія, какъ Пиѳагоръ; иные за воду раждаюіцую, какъ
Гиппонъ, иные за стихію изъ стихій, иные за гармонію, какъ
(*) 1 Коринѳ. III, 19.
С2) Думаютъ, что названія фи л о с о ф о в ъ , здѣсь приводимыхъ, внесены
въ текстъ переписчиками съ полей; по сему имя Гераклита поставлено
не на мѣстѣ, ибо онъ почиталъ душу за испареніе (ανα3ϋμι«σ<ς). См.
ЛлутасІха de placit. philos. IV, 3.