Около дела Бейлиса
Мельников Ф. Е. Около дела Бейлиса // Церковь. - 1913. - 20 окт. (№ 42). - С. 1000-1002. - (Без указ. автора). |
|
Раньше никому не известный киевский еврей Бейлис сделался мировой известностью. Вот уже почти месяц, как имя его не сходит с газетных столбцов. Столько же времени занимается им киевский окружной суд. Бейлиса обвиняют в том, что он совершил будто бы так называемое ритуальное убийство: убил мальчика Андрюшу Ющинского с целью воспользоваться его кровью для еврейской мацы. Обвиняется, собственно, не Бейлис, а все еврейство в том, что оно употребляет с религиозной целью христианскую кровь и для этого от времени до времени убивает христианских детей. Понятен поэтому тот невообразимый шум, какой поднят около дела Бейлиса и то необыкновенное возбуждение, с которым повсюду прислушиваются к этому делу. Употребляют евреи христианскую кровь или нет? — вот к какому вопросу сводится все дело Бейлиса. Едва ли на этот вопрос сумеет ответить суд. Ему представлен такой запутанный материал, следственное дело велось в такой атмосфере лжи, вымыслов, доносов, интриги, что в нем нелегко разобраться и при самом спокойном к нему отношении. Во всяком случае, какое бы ни было решение суда, дело Бейлиса не дает ответа на роковой вопрос для еврейства об употреблении ими христианской крови.
Старообрядцам не приходилось самостоятельно решать этот вопрос, не было для этого никаких поводов. Старообрядческая кровь, хотя самая чистейшая по своей принадлежности истинным христианам, почему-то не требуется евреям, им подавай кровь непременно никониан. Казалось, им ничего не стоило бы и достать кровь старообрядческих детей. Сколько старообрядческой крови пролили наши вековые гонители. Целое море. Евреи могли бы свободно черпать ее целыми ведрами. Запаслись бы ею на всю жизнь, до самого конца мира. Старообрядцы только недавно получили кое-какие права в своем родном отечестве, а до этого времени они были бесправными людьми. Евреям легче всего было бы хватать детей старообрядцев и пользоваться их кровью. Поверьте, при тогдашнем положении старообрядчества ни один бы, ни судейский, ни полицейский чиновник не обратил внимания на пропажу старообрядческих детей, а господствующее духовенство было бы только радо этой пропаже: все же меньше стало бы ненавистных ему «раскольников». Отчего же евреи не пользовались таким счастливым для них положением старообрядчества: за 250 лет гонений на старообрядцев евреи могли бы целыми тысячами нарезать детишек старообрядческих и совершенно безнаказанно и даже без всякой опасности для себя. А кровь-то какая: не отравлена ни табаком, ни алкоголем, ни другим каким-либо ядом. Но вот, подите же, ею почему-то евреи совсем не пользовались. Замечательно, что они и никогда не пользовались настоящей христианской кровью для своих религиозных целей. Вот уже скоро минет 2000 лет, как существует христианство, а христианская Церковь не знает ни одного мученика, который был бы убит евреями с ритуальной целью. В самом деле что-то загадочное кроется в этом упорном желании евреев освятиться кровью непременно таких христиан, как, например, Шмаков, Замысловский и т. п. Что они находят святого именно в их крови, трудно себе представить. Для нас бесспорно, что кровь истинных христиан им не нужна, — вот почему они не убивают старообрядческих детей; по этой же причине и христианская Церковь не имеет в своем многочисленном сонме мучеников ни одного страдальца, замученного с ритуальными намерениями.
Любопытная история раскрылась на процессе Бейлиса. Вызванный в суд свидетель — архимандрит господствующей церкви Автоном заявил, что эта церковь признает существование ритуальных убийств, ибо в числе канонизированных ею святых есть мученик — отрок Гавриил, память которого чтится православною церковью 20-го апреля
. Заинтересовавшись службой Гавриилу, проф. Карташев перерыл все старопечатные книги, отыскивая ее там. Но труд его оказался напрасным. «Мученик Гавриил» прославлен недавно. Карташев все же добился, что служба Гавриилу, написанная аляповатым, дурным славянским языком
, сочинена совсем на днях волынским архиепископом Антонием. Можно ли верить такому сочинителю? Он и на старообрядцев насочинил немало клеветы. В недавнем послании к старообрядцам он заявил им, что у них на святых алтарях приносится не Кровь Господа, а пища демонов
. Каким путем узнал Антоний от демонов, что старообрядцы употребляют их за св. литургией в пищу, это, конечно, его тайна. Благо некому заступиться за демонов, не то — начались бы многочисленные ритуальные процессы против старообрядцев. Миссионерская газета «Колокол» старается все же доказать, что над «мучеником Гавриилом» совершено было ритуальное убийство. Кондаки, тропарь, церковная служба не могут быть, — заявляет „Колокол“, — плодом частного бесконтрольного творчества и сочинительства: ни архиепископ Антоний, ни кто-либо другой из иерархов не может какую-либо молитву, песнопение или церковную службу ввести в церковный обиход, если она не будет одобрена и принята церковью. Кому-кому, а человеку, имеющему академический аттестат, это следовало знать. Церковь благословила службу, составленную архиепископом Антонием св. мученику Гавриилу и ввела ее в состав церковных служб. Благословила потому, что архиепископ Антоний руководился в составлении ее не „темными преданиями“, не „глупою сказкою“, а документами, современными страдальческой кончине св. мученика Гавриила
(«Колокол», № 2237).
Пред таким авторитетом, как синодальная церковь должны все смолкнуть. Но беда в том, что нередко сама эта церковь не верит ею же одобренным службам. Напр., до сих пор в храмах господствующей церкви поется и читается такой кондак (4-й) в службе Димитрию Ростовскому: Буря ересей от преисподних чрез Ариа во Греции возродившаяся, а в последняя лета происками Мартина арменина чрез брынских скитоначальников возникшая в нашем отечестве, готова была опровергнуть тишину единыя, святыя, соборныя и апостольския церкве: ты же пастырь добрый, положивый душу твою за овцы, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси триипостастному Богу взывати: аллилуиа
(«Служба с акафистом Димитрию Ростовскому», лист 38 об., изд. 1891 г. Киев). Но теперь всякому грамотному человеку известно, что никакого Мартина армянина в России не было, что его выдумали синодальные архиереи петровского времени, приписав ему все особенности старообрядческие. Даже миссионеры, — как известно, это народ совсем без стыда, — и те стали уже стыдиться этого подлога. Однако он и в наше время все еще служит предметом молитвы в храмах господствующей церкви. И если бы архимандрита Автонома догадался бы кто спросить на суде о Мартине армянине, он несомненно сослался бы на авторитет самой церкви: она ведь утвердила службу Димитрию Ростовскому, значит небывалый еретик Мартин в глазах Автонома есть бесспорный факт.
Высокие представители господствующей церкви не раз обвиняли и старообрядцев в ритуальных убийствах. В знаменитых «Посланиях» блаженного Игнатия, митрополита сибирского и тобольского, рассказывается следующее об одном старообрядческом пустыннике со слов какого-то человека, ухитрившегося подсмотреть страшное ритуальное преступление: Пребывающему человеку оному во оном затворце, и не ядущу два, или три дни, начат в стене келии ко оному пустыннику творити малу скважину, между бревнами проложение, сиречь мох истерзав: и сотворив, смотряше, что творит скверный той пустынник. Зрящу же ему оною скважнею, и се приидоша к нему два человека, глаголюще: святый отче, девицу оную беременную Бог простил, родила младенца мужеска полу, что повелеваеши о нем творити. Той же окаянный мнимый пустынник рече им: не рех ли вам прежде сего, да егда тая девица родит отроча, абие у новорожденнаго младенца подняв перси, сиречь груди, да изымите сердце, и да принесите ко мне на люде. Идите убо и сотворите, якоже рех вам. Они же, слышавшее сия, отидоша аможе послании бывшее. И по мале часе принесоша на блюде древянном оное новорожденнаго младенца сердце, еще трепещущее и живо сущее, и даша пустыннику. Окаянный же той арменоподражатель взем нож, и своима руками разрезав его на четыре части, и рече им: примите сие и, в печи изсушивши, столките. Сквернии же тии слуги послушавшее онаго окаяннаго, сотвориша повеленное им: и паки принесоша, и вдаша ему оное младенческое сердце истолчено сущее. Восприим же той пустынник толченное сердце, и взем хартииныя части, сиречь писчия бумаги, и по палу в те бумажки все разделив; и призва некоторых послушников своих, и рече им: возмите сия бумажки со святынею (нарек окаянный волшвение свое тако), и идите во грады и в веси, сиречь в деревни: и входящее в домы, глаголите им, чтобы отнюдь в церковь не ходили и у попов нынешних благословения не приимали, и к ним не исповедывалися, и никакой святыни от церкве не причащалися: а крест бы на собе двема персты творили, а троеперстнаго сложения никакоже бы не приимали, се убо ест антихристова печать. И аще вас послушают, или не послушают: тогда от сего данного вам столчения тайно влагайте к ним, или во брашно, или в питие, или в сосуд, идеже у них вода бывает в дому, или в кладязь: то убо егда того вкусят, тогда обратятся к нам на истину, и поверят словесем вашим, и сами будут самовольныя мученики
(стр. 117-118 изд. Казань, 1857 г.). Читатель подумает: кто же нелепости сей поверит, разве тот, у кого мозги так истолчены, как сердце этого младенца. Как не бессмыслен этот «кровавый навет» на старообрядцев, но ему верит синод до сих пор. В издаваемой им книге Димитрия Ростовского «Розыск» утверждается от имени церкви, что старообрядцы младенца закалают и чародействы людей к себе привлекают
(часть III, гл. 19, лист 324 об., изд. 1877 г.). Не удивительно, что синод вполне доверился и службе «мученику Гавриилу», составленной Антонием волынским.
Чем бы ни кончился процесс Бейлиса, из него уже получился суровый приговор над авторами кровавого навета.