188 перъ говоритъ, что ихъ нужно назвать еретиками.
Перекрещиваніе есть ничто иное, какъ ересь. Расколъ
есть новое разногласіе въ обіцествЙ, произгаедшее изъ
извѣсти іи‘о различія мнѣній, ересь же есть устарѣв¬
шій, долго временный расколъ (1). Донатисты могутъ
быть названы еретиками и потому, что они имѣютъ
но івает общее съ церковью; они не имѣютъ церкви,
а віѵгѣетѣ и христіанской любви ('). Но они могутъ
примириться съ церковью и возвратиться въ нее.
Между донатистами и язычниками есть различіе. Грѣ¬
хи) Донатистбвъ велики, но донатисты *все же знаютъ
истину; язычники жО не знаютъ и не знали истины,
почему они и отвергнуты (’)* !■'Августинъ старается доказать, что строгіе импе¬
раторскіе законы противъ донатистонъ при извѣст¬
ныхъ обстоятельствахъ могутъ быть оправданы. Окм-
втшщиго май псіср'внп'яго своею, сего изгоняя» (Псал.
100, ’5). IІомену враги моя, и постигну я, и не воз-
вращуся доидеже скончаются (Псал. 17, 38): Припо¬
миная жестокости и насилія, производимыя донати-
стами, припоминая крайнее упорство, съ которымъ
они отказываются отъ всякихъ способовъ къ мирному
окончанію распри (’4), Августинъ называетъ импера¬
торскіе законы „удивительно мягкими" и хвалИтъ кро¬
тость православной церкви, которая мало пользуется
предоставленною ей властію (’). Никто изъ добрыхъ
членовъ православной церкви, говоритъ онъ, не жела¬
етъ того, чтобы противъ кого нибудь, хотя бы и ере¬
тика, дѣйствовала свѣтская власть. Мы не одобряемъ,
если зло желаютъ искоренить зломъ, и еще болѣе
презираемъ того, кто подъ предлогомъ заботъ о цер- Н ЬіЬег 2, 6—10.
(*) ЬіЬег 3, 11. 12.
(") ІЬИ. 19. (*) ІЬій. 48. (•) ІЬМ. 47. 62.