Раскол донатистов

Кутепов Н. Раскол донатистов. -Казань, 1884

1884

OCR
188 перъ говоритъ, что ихъ нужно назвать еретиками.
Перекрещиваніе есть ничто иное, какъ ересь. Расколъ
есть новое разногласіе въ обіцествЙ, произгаедшее изъ
извѣсти іи‘о различія мнѣній, ересь же есть устарѣв¬
шій, долго временный расколъ (1). Донатисты могутъ
быть названы еретиками и потому, что они имѣютъ
но івает общее съ церковью; они не имѣютъ церкви,
а віѵгѣетѣ и христіанской любви ('). Но они могутъ
примириться съ церковью и возвратиться въ нее.
Между донатистами и язычниками есть различіе. Грѣ¬
хи) Донатистбвъ велики, но донатисты *все же знаютъ
истину; язычники жО не знаютъ и не знали истины,
почему они и отвергнуты (’)* !■'Августинъ старается доказать, что строгіе импе¬
раторскіе законы противъ донатистонъ при извѣст¬
ныхъ обстоятельствахъ могутъ быть оправданы. Окм-
втшщиго май псіср'внп'яго своею, сего изгоняя» (Псал.
100, ’5). IІомену враги моя, и постигну я, и не воз-
вращуся доидеже скончаются (Псал. 17, 38): Припо¬
миная жестокости и насилія, производимыя донати-
стами, припоминая крайнее упорство, съ которымъ
они отказываются отъ всякихъ способовъ къ мирному
окончанію распри (’4), Августинъ называетъ импера¬
торскіе законы „удивительно мягкими" и хвалИтъ кро¬
тость православной церкви, которая мало пользуется
предоставленною ей властію (’). Никто изъ добрыхъ
членовъ православной церкви, говоритъ онъ, не жела¬
етъ того, чтобы противъ кого нибудь, хотя бы и ере¬
тика, дѣйствовала свѣтская власть. Мы не одобряемъ,
если зло желаютъ искоренить зломъ, и еще болѣе
презираемъ того, кто подъ предлогомъ заботъ о цер- Н ЬіЬег 2, 6—10.
(*) ЬіЬег 3, 11. 12.
(") ІЬИ. 19. (*) ІЬій. 48. (•) ІЬМ. 47. 62.