122 лія, перекрестилъ около восьмидесяти православныхъ
крестьянъ, жившихъ тамъ. Въ своемъ письмѣ къ Кри¬
спину по этому поводу ('), Августинъ указывалъ ему
на законъ императора Ѳеодосія, по которому можно
было бы взять съ него по десяти фунтовъ золота за
каждаго перекрещеннаго. Но я, писалъ Августинъ,
не желаю этого, предоставляя это дѣло суду Божію.
Я прошу тебя только о томъ, чтобы ты въ присут¬
ствіи перекрещенныхъ крестьянъ бесѣдовалъ со мною.
Тогда крестьяне могутъ узнать истину и, согласно
своему убѣжденію, или останутся въ расколѣ или при¬
соединятся къ церкви. •Криспинъ отказался отъ со¬
бесѣдованія. Обратимся къ обзору литературной поленики бл.
Августина противъ донатистовъ. Около 401 и 402
годовъ онъ написалъ слѣдующія сочиненія: семь питъ
о крещеніи противъ донатистовъ, „Сочиненіе противъ
доштнета Центурія„Письмо кг Нанцеиію*. „Вто¬
рую кишу противъ Папиліона“, „Письмо къ право¬
славнымъ противъ донатистовъ*, „О единствѣ церкви
„Третью кишу противъ Петиліапа*. Въ книгахъ о крещеніп Августинъ останавли¬
вается на слѣдующихъ вопросахъ: а) Какъ должно
относиться къ крещенію схизматиковъ? Дѣйствитель¬
но оно или нѣтъ? (кн. 1). б) Могутъ ли донатисты
ссылаться на св. Кипріана (кн. 2—5) и в) Что было
высказано о крещеніи еретиковъ на карѳагенскомъ
соборѣ, бывшемъ при Кипріанѣ (кн. 6—7). Останавливаясь на вопросѣ о томъ, какъ должно
относиться къ крещенію схизматиковъ, Августинъ пи¬
шетъ: крещеніе раскольниковъ есть истинное креще¬
ніе Іисуса Христа, а нотому дѣйствительно (’). Но
оно олнакожъ есть незаконное, есть грѣхъ, п пребы¬
ваніе въ схизмѣ уничтожаетъ спасительную силу кре¬
щенія, пока крещеный ее перейдетъ въ церковь. По¬ О ВрЫ. б«.