Е. А. Агеева
Москва
ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ И ИСТОРИЯ СТАРОВЕРИЯ
ПО ЦЕРКОВНЫМ ЛЕТОПИСЯМ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Эпоха фундаментального отечественного летописания заверши
лась в основном к концу XVII столетия. Ему на смену приходят иные
формы фиксации исторических событий: хронографы, всевозможные
местные летописцы - авторские (Келейный летописец св. Димитрия Рос
1
2
товского , Астраханский летописец свящ. Андрея Горицкого ), аноним
3
ные (Летописец Торжка ), а также своего рода «ведомственные» (напри
4
мер, старообрядческие памятники, родословия ).
Все эти многообразные памятники отмечали уникальные события,
отчасти отражая свойственную тому времени российскую повседнев
ность, но практически не были широко известны и введены в историкокультурный процесс. Ситуация изменяется в связи с благосклонным вни
манием Екатерины П к такого рода источникам.
Собирая из разных мест русские летописи, «относящиеся к древно
сти», «императрица с удивлением обнаружила, в частности, в астрахан1
В. С. Иконников считал, что в истории церковного летописания особое место
занимал св. Димитрий Туптало, митрополит Ростовский. См. Иконникрв В. С. Опыт рус
ской историографии. Киев, 1908. Т. 2. Кн. 1. С. 1469. О летописи см.: Евгений
(Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина грекороссийской церкви. М., 1995. С. 8 1 - 8 2 .
О б авторе и летописи см.: Иконников В. С. Опыт русской историографии.
С. 1475; Астраханский летописец 1554-1897 гг. Астрахань, 1898.
Летописец города Торжка (краткий) второй половины XVIII в. находится в Верхокамском собрании Научной библиотеки МГУ № 1520. О нем см.: Рукописи Верхокамья
X V - X X вв. из собрания Научной библиотеки Московского университета им.
М. В. Ломоносова / Е. А. Агеева, Н. А. Кобяк, Т. А. Круглова, Е. Б. Смилянская М., 1994.
С.135.
См.: Иконников В. С. Опыт русской историографии. С. 1482. Современная лите
ратура по этой проблеме столь многочисленна, что мы не считаем возможным приводить
ее в этом контексте.
2
3
4
© Е . А. Агеева, 1999