Е.А.Агеева
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА ОБ АНТИХРИСТЕ
НА ИСХОДЕ XX ВЕКА
1
Столько есть антихристов,
сколько ложных учений.
Иероним Блаженный
2
пор о чувственной или духовной природе антихриста в
старообрядчестве имеет уже давнюю историю и, как
правило, обостряется на рубеже веков. В XX столетии,
насыщенном резкими сломами и испытаниями, полеми
ка велась постоянно, не утихает она и в последние годы
нашего века.
Как известно, духовное понимание антихриста зароди
лось в Сибири и до сего времени наиболее острые
прения между двумя непримиримыми направлениями происходили в
среде урало-сибирских староверов или их единомышленников в дру
гих местах России. Даже самый беглый обзор современных эсхатоло
гических писаний старообрядцев позволяет заключить, что доминиру
ют повсеместно «чувственные» воззрения, содержащие самые вольные
трактовки и пророчества. Видимо, можно назвать единственного пос
ледовательного сторонника понимания «по духу, а не по букве» —
Анания Клеоновича Килина, живущего на Кубани и много лет разви
вающего в своих сочинениях учение, воспринятое от предков.
А.К.Килин принадлежит к широко известному на Урале согла
сию не принимающих общин ,и являясь его историографом, не раз
отмечал, что их сообщество'долгое время было единым в своих взгля
дах на суть антихриста, а споры в их среде появлялись лишь в
20-х гг. XX в., и, возможно, они привели к появлению сочинения
3
4
© Е.А.Агеева, 1997