Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX века

Агеева Е. А. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX века. / Е. А. Агеева // Уральский сборник. История. Культура. Религия. — Екатеринбург, 1997. — [Вып. 1]. — С. 9-16.

1997

Содержание
OCR
Е.А.Агеева

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА ОБ АНТИХРИСТЕ
НА ИСХОДЕ XX ВЕКА
1

Столько есть антихристов,
сколько ложных учений.
Иероним Блаженный

2

пор о чувственной или духовной природе антихриста в
старообрядчестве имеет уже давнюю историю и, как
правило, обостряется на рубеже веков. В XX столетии,
насыщенном резкими сломами и испытаниями, полеми­
ка велась постоянно, не утихает она и в последние годы
нашего века.
Как известно, духовное понимание антихриста зароди­
лось в Сибири и до сего времени наиболее острые
прения между двумя непримиримыми направлениями происходили в
среде урало-сибирских староверов или их единомышленников в дру­
гих местах России. Даже самый беглый обзор современных эсхатоло­
гических писаний старообрядцев позволяет заключить, что доминиру­
ют повсеместно «чувственные» воззрения, содержащие самые вольные
трактовки и пророчества. Видимо, можно назвать единственного пос­
ледовательного сторонника понимания «по духу, а не по букве» —
Анания Клеоновича Килина, живущего на Кубани и много лет разви­
вающего в своих сочинениях учение, воспринятое от предков.
А.К.Килин принадлежит к широко известному на Урале согла­
сию не принимающих общин ,и являясь его историографом, не раз
отмечал, что их сообщество'долгое время было единым в своих взгля­
дах на суть антихриста, а споры в их среде появлялись лишь в
20-х гг. XX в., и, возможно, они привели к появлению сочинения
3

4

© Е.А.Агеева, 1997