Е. А. Агеева
Москва
"МЫСЛЬ И МЫШЛЕНИЕ
СТАРОВЕРОВ"
Н А П О Р О Г Е X X I в.
(ПО ТРУДАМ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ) *
''Явления русской старообрядческой жизни, служащие предметом
настоящего сочинения, любопытны тем, что в них довольно ясно
выступают особенности их умственной деятельности, и эти явления
очень важны в церковном исполнении, без священнопоставленных
персоналий, усилиями самих гонимых занимающихся крестьянством
людей ревнителей старообрядчества, которые своей умственной де
ятельностью двигали и внутреннее настроение церковного общества
согласно Священного Писания , не прибавив ничего и не убавив, ше
ствуя без уклонений ни вправо, ни влево, но единым прямым царс
ким путем... "
>.
А. К. Килн'н. МыЬль и мышление староверов. Кн. 3. Л. 4 0 - 4 0 об.
Русский национальный характер или миропонимание уже мно
го лет привлекают внимание исследователей. На наш взгляд, особое
место в осмыслении этой проблемы занимает культура русского ста
рообрядчества-носителя национальных духовных ценностей. Имен
но в этой среде в полной мере можно обнаружить важнейшие фено
мены, свойственные только русскому менталитету . Так, по наблюде
ниям современных социологов и этнопсихологов источником зла и
неправедности в традиционном сознании, как правило, выступает
государство . В истории староверов на протяжении более чем трех
сот лет красной нитью проходит полемика с государственными уста
новлениями, порой принимавшая самые активные формы . Также
смысл понятия свободы в постсоветской России существенно отли
чается от общепринятого западного, где в него вкладывается прежде
7
1
2
•Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 00-01-00218).
Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретичес
ких основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического
материала. СПб., 1994.
Наиболее ярко и последовательно виды старообрядческого протеста прослежены в
трудах представителей Сибирской и Уральской археографических школ.
1
2