Из истории старообрядческих центров: подмосковные гуслицы XVII - XX вв.

Агеева Е. А. Из истории старообрядческих центров: подмосковные гуслицы XVII - XX вв. / Е. А. Агеева // Уральский сборник. История. Культура. Религия. — Екатеринбург, 1998. — Вып. 2. — С. 9-17.

1998

Содержание
OCR
Е.А.Агеева
Москва

ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ:
П О Д М О С К О В Н Ы Е Г У С Л И Ц Ы XVII — XX вв.

1

Многовековая история русского старообрядчества протекала в
своеобразных,
присущих
только
ей
пространственно-временных
к о о р д и н а т а х , где о с о б о е з н а ч е н и е и м е л и ц е н т р ы с т а р о й в е р ы , не т о л ь к о
с о х р а н я в ш и е т р а д и ц и и п р е д к о в , но и п о з в о л я в ш и е им р а з в и в а т ь с я , ч т о
приводило к небывалому всплеску культуры. Типология таких центров еще
не с л о ж и л а с ь , а т а к ж е не о п р е д е л е н о их п о д л и н н о е м е с т о в м и р е
с т а р о в е р и я . Н о у ж е н а п е р в ы й взгляд м о ж н о в ы д е л и т ь гак н а з ы в а е м ы е
исторические,
в том
числе
легендарные
центры,
определяющие
становление староверческого миропонимания. К ним можно отнести и
широко известные и описанные Выг, Ветку, Керженец, и менее изученные
так называемые брынские скиты в Калужской губернии , первые поселения
на К а в к а з е , Н о в г о р о д и его округу, С у з д а л ь , н е р а з р ы в н о с в я з а н н ы й с
и м е н е м Н . К . Д о б р ы н и н а . Я р к а я история п о с л е д н и х п р е р в а л а с ь на р у б е ж е
X V I I — X V I I I вв., а с в о е п р о д о л ж е н и е п о л у ч и л а з н а ч и т е л ь н о п о з д н е е и в
связи с другими обстоятельствами старообрядческой жизни. Поэтому они
стали л и ш ь памятными, мемориальными местами старой веры. Многие
центры Урала, Сибири, Поволжья, Бессарабии, Кубани имели в большей
степени местное, региональное значение, определяя обычаи в ближайшей
о к р у г е . Т о л ь к о в X I X с т о л е т и и н е к о т о р ы е из н и х стали о к а з ы в а т ь в л и я н и е
п р а к т и ч е с к и на в с е с т а р о о б р я д ч е с т в о Р о с с и и , н а п р и м е р , с е л о П о и м в
Пензенской, село Самодуровка в Саратовской губерниях.
2

3

Вся совокупность особенностей, определяющих
формирование
ц е н т р а и его д а л ь н е й ш у ю с у д ь б у в и с т о р и и с т а р о й в е р ы , п о к а не в ы д е л е н а .
Какое сочетание черт и влияний приводит к появлению феномена, который
древние называли «гений места»? Самобытность известных и влиятельных
ц е н т р о в как м е с т н о г о , т а к и р о с с и й с к о г о з в у ч а н и я п р е д п о л а г а е т , как

Данная работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 96-01-00494.
' Агеева Е.А. Был ли в калужских землях старообрядческий центр // Старообрядчество:
история, культура, современность. М., 1996. С. 177-179; Марков С. К истории местного раскола //
Калужские епархиальные ведомости. 1884. № 14. С.337-350.
Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898. С.XXIII; Его же.
Споры и разделение в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С.01138-01140.

© Е.А.Агеева, 1998

9