Из истории старообрядческих центров: подмосковные гуслицы XVII - XX вв.

Агеева Е. А. Из истории старообрядческих центров: подмосковные гуслицы XVII - XX вв. / Е. А. Агеева // Уральский сборник. История. Культура. Религия. — Екатеринбург, 1998. — Вып. 2. — С. 9-17.

1998

Содержание
OCR
з а с л у г и п е р е д с т а р о в е р и е м , не п о п ы т а л и с ь с о п е р н и ч а т ь д а ж е с М о с к в о й ,
получив «собственного» епископа Антония Второго Гуслицкого .
Р е ч ь идет о п р е н и я х вокруг в е с ь м а з н а м е н и т о г о О к р у ж н о г о
послания , которые сделали Гуслицы еще и центром
оживленной
полемики, сказавшейся на воззрениях старообрядчества
зарубежных
б е л о к р и н и ц к и х п р и х о д о в . И х о т я о д и н из и з в е с т н ы х
староверов,
М.И.Бриллиантов, выражая широкое мнение, отметил, что «окружное
п о с л а н и е ч и с т о как з о л о т о » , о н о не и м е е т « е р е с е й » , т е м не м е н е е г у с л я к и
пытались отстоять свои воззрения, отражающие народные представления и
л ю б о в ь к а п о к р и ф а м , д а в н о в о ш е д ш и м в к р у г ч т е н и я и б ы т у ю щ и м д о сих
пор.
Очевидно, важным подспорьем в бурной полемике выступало
местное книгопечатание, заведенное в одном из крупных промышленных
г у с л и ц к и х сел - в А б р а м о в к е .
Несомненно, гуслицкая среда вообще была благоприятна для разных
проявлений
самобытности
и независимости,
поскольку
именно
в
Богородском уезде, в тех же знаменитых Абрамовке и Шувое, а также
б л и з л е ж а щ и х селах н а ш л и п р и ю т п о с л е д о в а т е л и н е м н о г о ч и с л е н н о г о , но
твердого в отстаивании собственного мнения лужковского согласия,
получившие в этих местах прозвание «лужкан». История появления
с о г л а с и я и его р а с с е л е н и я и з л о ж е н а в « И с т о р и ч е с к о м с к а з а н и и о
первоначальном разделении лужковцев с древлеправославною церковью»,
д о п о л н я ю щ е м п о л е м и ч е с к о е с о ч и н е н и е « О т в е т ы на в о п р о с ы л у ж к о в ц е в » .
Н а с л е д и е Г у с л и ц р а з н о о б р а з н о и б о г а т о , а его р о л ь в р а з в и т и и
т р а д и ц и о н н о й к у л ь т у р ы егце н е д о с т а т о ч н о и з у ч е н а . А п о т о м у н а с т о я щ е е
открытие Гуслиц — дело будущего.
43

44

45

46

47

О neivi см.: Старообрядчество. Опыт... С.32- 33.
Там же. С.203-204. Прения по поводу Послания наиболее интенсивно велись в селе Шувое,
о котором уже упоминалось, и легли в основу гектографированного издания «Шувойская беседа»,
представляющего немалый самостоятельный интерес: Бриллиантов М.И. Шувойская беседа и
материалы для истории раздора, именуемого неокружническим. М., 1903.
[Коровин П.II.]. Сказание о примирении двух старообрядческих церквей в Павловом Посаде
7422 го^а. М., 1914. С.9.
Речь идет о типографии Е.П.Пискунова, см.: Вознесенский А.В., Мангилев П.И., Починская И.В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918). Материалы к словарю. Екате­
ринбург, 1996. С.59.
Ксерокопия со списка конца XIX в. этой рукописи хранится в ОРКиР НБ МГУ № 7/95.
Сочинение заслуживает дальнейшего изучения.