Шмаков Порфирий Николаевич

Автор:

  1. →djvuШмаков П.Н. В деревенской гуще // Старообрядцы. -1908. -№7
  2. →djvuШмаков П.Н. О школах // Старообрядец. -1907. -№5
  3. →djvuШмаков П.Н. Старовер // Старообрядцы. -1909. -№1,2
  4. →djvuШмаков П.Н. Старообрядцы в Приуральском крае // Старообрядцы. -1908. -№8-9

Порфирий Николаевич Шмаков (1887 — после 1940 г.) — поэт, фольклорист, этнограф, издатель.

П. Н. Шмаков родился в Нижегородской губернии в семье рабочего, утверждает ижевский искусствовед Е. Ф. Шумилов. В юности, судя по автобиографической повести «Следы на тропе», встречался с М. Горьким и испытал на себе обаяние его личности. В начале XX в. оказался в Прикамье. В списках земских учителей Осинского уезда за 1908 г. числится учителем Балакинского училища Камбарской волости, теперь это территория Удмуртии. В материалах земского музея и в 1916 г. его позиционируют как сельского учителя.

Его имя в числе литераторов начала XX в. указывает в своей статье «Пермский край в историко-литературном отношении» лидер пермского краеведения в 20-е гг. XX в. П. С. Богословский. В последующем его имя было предано забвению, так как его произведения издавались малыми тиражами в не больших городах Оса и Сарапул в бурные годы (Первая мировая и гражданская война, установление Советской власти), погубившие и книги и их авторов. К тому же имело место и намеренное замалчивание творчества П. Н. Шмакова, так как был он религиозен и писал о тяжелой доле крестьян, в том числе и в советское время, что ставило его в разряд идейных противников власти. Известно, что в Осе при содействии земства было издано несколько книг поэта, но ни в библиотеке, ни в музее данных изданий нет. Осинский краевед В. П. Шилов объясняет это тем, что «в библиотеках города за прошедшие годы много раз свирепствовал райлит.

В 60-е годы XX в. (время «оттепели») деятельностью П. Н. Шмакова заинтересовался пермский библиограф А. К. Шарц, для чего он связывается с осинским краеведом В. П. Шиловым. Судя по их переписке 1965— 1966 гг. можно сделать вывод, что материалы удалось найти с трудом, и только в письме от 13.06.66 краевед констатирует, что «нашел материалы про Шмакова». Итогом этих поисков стала статья в местной газете о жизни и творчестве Порфирия Николаевича, наибольший интерес у краеведа вызвали не стихи, а работа, носящая этнографический характер «По лицу земли. В конце 90-х гг. XX в. творчество поэта привлекло специалиста по литературному краеведению Прикамья Д. А. Красноперова, Он изучил имеющуюся литературу и источники о П. Н. Шмакове и напечатал в «Осинском ежегоднике» статью «Забытый поэт» с фрагментами его работ.

Со времени установления Советской власти в Осе и уезде Порфирий Николаевич активно занимается издательской деятельностью. С июля 1917г. редактирует и издает газету « Голос Прикамья». Из-за материальных трудностей вышло только 4 номера. С 10 ноября 1917 г. начал издавать крестьянско-социалистическую газету «Камская волна», где есть информация о культурной жизни уезда, об Аряжском музее и др. Во всех номерах напечатаны стихи П. Н. Шмакова. Летом 1918 г. он редактирует Осинскую газету «Известия Осинского уездного исполкома», с августа 1920 г. и в течение всего 1921г. «Красные всходы» и в то же время заведует подотделом печати Осинского уездного исполкома. Позднее он работает в уездном отделе народного образования. В конце 1923 г., со времени проведения районирования, Порфирий Николаевич перешел на работу в Окружной отдел народного образования в г. Сарапул, где и работал до дня своей смерти.

П. Н. Шмаков был крестьянским поэтом, «боль за судьбу крестьянина видна у него и в обостренном интересе к особенностям быта и жизни прикамской деревни, к местному говору и фольклору, по которому он изучал духовные запросы крестьян. В 1916 г. типографией Осинского уездного земства был издан сборник очерков из жизни Прикамья «По лицу Земли». Д. А. Красноперов в заглавии книги пишет: «лицом земли он называет, не город, а деревню с ее патриархальным укладом жизни». На титульном листе книги имеется характерная надпись «5 % с издания в пользу раненых воинов».

Из предисловия автора мы узнаем, что материалы были собраны до начала Первой мировой войны, что сборник содержит лишь часть собранного П. Н. Шмаковым. «Материалы собранные мною в других местностях Прикамья, не входят в сборник», — пишет автор, и с сожалением отмечает: «По обстоятельствам от меня независящим выпуск выходит без фотографий типов Прикамья». Цель его изысканий — «посмотреть духовную жизнь Осинского уезда». Для достижения цели он совершил путешествие, можно сказать этнографическую экспедицию по сбору фольклора в юго-западной части Осинского уезда. Свое путешествие он начал с Камбарки, где сошел с парохода, далее на его пути оказались: дд. Балаки, Дряхлы, Поша, Зелень, Белая, с. Богородское (Фоки), Завод Михайловский, дд. Старый и Новый Брод, Б. Дубовик, с. Краснояр, д. Кашка. Автор дает их краткое описание, указывает количество дворов. В большинстве это деревни, заселенные старообрядцами — ревнителями старины, у которых сохранились в то время старинные рукописные и старопечатные книги. Автор записей описывает старые обряды и игры, существовавшие в этих селениях, собирает народную несказочную прозу — былички, легенды, предания, местные интерпретации библейских сюжетов, а также песни и заговорно-заклинательные тексы, изучает старинные документы. Так, в старообрядческой д. Балаки (200 домов), остановившись у местной жительницы Федосеевны, исследователь послал ее но деревне разыскивать «старинные книги». Ему принесли древнюю рукопись «Духовная пища», написанную «полууставом», пространный отрывок которой приводится в книге. В д. Белая Гора он изучает так называемые «цветники» — рукописные молитвы пчеловодов, относящихся к 1829 г. В конце рукописи приписка «писал старец Мефодий Костромской губернии... и нарисован цветок», и вновь дается фрагмент старинной рукописи. Особо подробно описываются автором свадебный обряд и обряды, связанные с проводами новобранцев, празднованием масленицы. В виде приложения к брошюре помещены песни, стихи, «псалмы» Прикамья, игры, описанные так подробно, что можно и сейчас в них сыграть. Интересны описываемые автором отношения старообрядцев и к современным явлениям, например, к оспопрививанию. Знание жизни старообрядцев позволяет ему в последующем печататься в старообрядческих журналах «Церковь», «Старообрядец», «Старообрядческая мысль».

Посетил исследователь и башкирскую деревню Краснояр. Здесь он 6 июня стал очевидцем проводившегося праздника «джиен». «Описание П. Шмаковым самого большого «джиена», на который стекались со всех деревень Тулвинского поречья, который играл заметную консолидирующую роль среди тулвинских татар и башкир, позволяет не только реконструировать ход праздника, но и его эмоциональную окраску», — утверждают авторы этнографического сборника «Тулвинские татары и башкиры» и приводят полное описание праздника записанного П. Шмаковым.

1/0