Астерий Амасийский (греч. ̓Αστέριος — букв. звёздный; ок. 350 — ок. 410-431) — адвокат, проповедник, христианский писатель, митрополит Амасии Понтийской; святой IV-V вв, современник Иоанна Златоуста. Кафедру епископа Амасийского занял он после Евлалия, изгнанного при Валенте арианами, и во все время продолжительного пастырского служения (сконч. в первых годах V в.) не переставал заниматься исправлением нравов, испорченных арианством. Причислен к отцам Церкви патриархами Никифором и Фотием, и собором вселенским (II-м Никейским, Act. 4. с. 14; Act. 6 et 8). Фотий называет Астерия Амасийского блистательною звездой, просвещавшею все сердца своим светом (Phot., Bibl., cod. 271).

Астерий получил образование в Антиохии. Первоначально его обучал раб-скиф, имя которого не сохранилось (Phot. Bibl. Cod. 271). До принятия монашеского пострига Астерий работал адвокатом.

До настоящего времени дошли лишь шестнадцать подлинных проповедей Астерия Амасийского. Фрагменты десяти из них были приведены святым константинопольским патриархом Фотием (Bibl. Cod. 271), а полные тексты двух документов были найдены М. Бауэром в рукописях афинян и позднее изданы А. Брецем. Некоторые из рукописей Астерия Софиста ранее приписывались Астерию Амасийскому, но со временем эта историческая ошибка была исправлена.

Именем А. надписано Житие свт. Василия Амасийского (BHG, N 240). Проповеди А., сильное влияние на которрые оказал свт. Иоанн Златоуст, являются одними из лучших образцов проповеднического искусства своего времени. В своих риторических приемах А. ориентировался также на речи Демосфена и Ливания. В творениях А. можно найти свидетельства, подтверждающие учение Церкви о молитвенном призывании святых, о чудесах и почитании мощей и икон, о праздновании дней рождения и смерти святых.

Написанное Астерием Амасийским «Повествование о мученичестве Святой Евфимии» приводится в деяниях Седьмого Вселенского Собора как неопровержимое доказательство почитания икон. (Mansi. T. 13. P. 16-17, 308—309; ДВС. Т. 4. С. 422—424).

1/0