Древлебиблиотека / Библиотека / Протоевангелие Иакова

Протоевангелие Иакова

Свенцицкая И.С.

1 В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу». Наступил великий день Господней1, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племён народа, говоря: «Поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю». И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошёл он к жене своей, а ушёл в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдёт ко мне Господь, и будет мне едою и питьём молитва».

2 А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу моё вдовство, оплачу мою бездетность». Но вот настал великий день Господнен, и сказала ей Юдифь, служанка её: «До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господнен, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить её, ибо я слуга, а повязка несёт знак царственности»2. Анна ответила: «Отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою?». И ответила Юдифь: «Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твоё лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле». И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: «Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака».

3 И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи».

4 И тогда предстал пред ней ангел Господнен и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всем мире». И Анна сказала: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». И пришли вестника два и сказали ей: «Муж твой, Иоаким, идёт со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнёт во чреве своём»». И пошёл Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: «Приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа». И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.

5 Утром он понёс свои дары, говоря: «Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина3 жреца покажет мне». И принёс Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе. И сказал Иоаким: «Теперь я знаю, что Господь смилостивился ко мне и отпустил мне все грехи, и вышел из храма, оправданный, и пошёл в дом свой. Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: «Кого я родила?» Ответила та: «Дочь». И сказала Анна: «Возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь». По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребёнку, и назвала её Мария.

6 Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила её мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла её на руки и сказала: «Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господнен». И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею. Когда исполнился девочке год, Иоаким устроил большой пир и созвал жрецов, книжников и старейшин и весь народ Израильский. И принёс свою дочь жрецам, и те благословили её, сказав: «Бог отцов наших, благослови это дитя и дай имя славное во всех родах»4. И сказал народ: «Да будет так!» И затем поднёс её к первосвященникам5, и они благословили её, сказав: «Бог всевышний, снизойди к ребёнку сему и дай высшее и непреходящее благословение». И взяла её мать в чистое (святое) место в спальне и дала ей грудь. И воспела Анна песнь Господу, говоря: «Воспою песнь Господу6, ибо он снизошёл ко мне, и избавил меня от поношений моих врагов, и даровал мне плод справедливости своей, единственный и столь многим обладающий перед глазами его7. Кто сообщит сынам Рувима, что Анна кормит грудью? Слушайте, слушайте, двенадцать колен Израиля, Анна кормит грудью!» Когда пир кончился, гости разошлись, радуясь и вознося хвалу Богу Израиля.

7 Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребёнку два года. И сказал Иоаким: «Отведём её во храм Господнен, чтобы исполнить обед обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден». И сказала Анна: «Дождёмся третьего года её, чтобы ребёнок не стал искать отца или мать». И сказал Иоаким: «Дождёмся». И вот исполнилось ребёнку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своём храм Господнен». И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял её и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя твоё во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление». И посадил её на третьей ступени у жертвенника, и сошла на неё благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил её весь народ Израиля.

8 И ушли её родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что дочь их не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки ангела. Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: «Вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь?» И сказали первосвященнику: «Ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву о ней, и что Господь объявит тебе, то и сделаем". И первосвященник, надев додекакодон8, вошёл в Святая святых и возносил молитву о ней, и вот явился ангел Господен и сказал: «Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит знамение, тому она станет женою (сохраняя девичество)». И пошли вестники по округе Иудейской, и труба Господня возгласила, и все стали сходиться.

9 Иосиф, оставив топор, тоже пришёл на место, где собирались. И, собравшись, отправились к первосвященнику, неся посохи. Он же, собрав посохи, вошёл в святилище и стал молиться. Помолившись, он взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них. Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа». Но Иосиф возражал, говоря: «У меня уже есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля». И сказал жрец Иосифу: «Побойся Бога, вспомни, как наказал Бог Датана, Абирона и Корея9, как земля разверзлась и они были поглощены за ослушание». И, испугавшись, Иосиф взял Марию, чтобы блюсти её. И сказал Иосиф Марии: «Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаёшься в моём доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе (когда Господу будет угодно): «Бог да сохранит тебя!».

10 Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: «Сделаем завесу для храма Господня». И сказал первосвященник: «Соберите чистых дев из рода Давидова». И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели её. И ввели девиц в храм Господнен. И сказал первосвященник: «Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант10, и лён, и шёлк и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур». И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом. В это время Захария был немым, заменял его Самуил (пока не стал Захария снова говорить). А Мария, взяв багрянец, стала прясть.

11 И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами»11. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господнен и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: «Не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рождённое тобой Святое наречётся сыном Всевышнего. И наречёшь ему имя Иисус, ибо Он спасёт народ свой». И сказала Мария: «Я - раба Господа, да будет мне по слову твоему».

12 И окончила она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил её и сказал: «Бог возвеличил имя твоё, и ты будешь благословенна во всех народах на земле». Обрадовавшись, Мария пошла к родственнице своей Елизавете. И постучала в дверь, Елизавета же, услышав, перестала (прясть) багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила её, сказав: «За что мне это (дано), что пришла матерь Господа моего ко мне12. Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил тебя». А Мария не постигла тайны, которые открыл ей архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: «Кто я, Господи, что все народы земли меня благословляют?» И прожила у Елизаветы три месяца13. Между тем её чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к себе в дом и пряталась от сынов Израиля. Было же ей шестнадцать лет14, когда совершались таинства эти.

13 Шёл уже шестой месяц (её беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел её беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: «Как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о девице этой, ибо я привёл её из храма девою и не сумел соблюсти? Кто обманул меня? Кто причинил зло дому моему и опорочил деву? Не случилось ли со мною то же, что с Адамом? Как тогда, когда Адам славословил (Господа), явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил её, так произошло и со мною». И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал: «Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела?» Она тогда заплакала горько и сказала: «Чиста я и не знаю мужа». И сказал ей Иосиф: «Откуда же плод в чреве твоём?» Она ответила: «Жив Господь Бог мой, не знаю я, откуда».

14 И Иосиф испугался, и успокоен был ею, и стал думать, как поступить с ней. И говорил Иосиф: «Если я утаю грех её, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нём сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть. Что же мне сделать с нею? Отпущу её втайне (из дому)». И наступила ночь. И ангел Господнен явился ему во сне и сказал: «Не бойся за деву: ибо то, что в ней, от Духа святого: родит она Сына, и ты назовёшь его Иисусом. Ибо Он спасёт народ свой от наказания за грехи». И проснулся Иосиф, и прославил Бога Израиля, пославшего ему благодать, и оставил её (Марию).

15 Тогда пришёл к нему книжник Анна и спросил, почему ты не был на собрании? И ответил Иосиф: «Я устал с дороги и хотел отдохнуть первый день». И повернулся Анна и увидел беременную Марию. И побежал к первосвященнику и сказал ему: «Иосиф, которого ты почитаешь (праведным), поступил против Закона». И сказал первосвященник: «Что же случилось?» И Анна книжник сказал: «Деву, которую он взял из храма Господня, он опорочил, нарушил брак и не сказал об этом сынам Израиля». И спросил первосвященник: «Так сделал Иосиф?» И книжник Анна сказал: «Отправь слуг и узнаешь, что она беременна». И отправили слуг, и они увидели её, как он говорил, и привели её с Иосифом в суд. И сказал первосвященник: «Мария, что же ты совершила? Зачем опорочила душу свою и забыла о Господе Боге своём? Жившая в Святая святых, пищу принимавшая от ангела, слушавшая пение из уст его, радовавшаяся перед ним, зачем ты это сделала?» Она же, горько плача, сказала: «Жив Господь Бог мой, я чиста перед ним и не знаю мужа». И сказал первосвященник Иосифу: «Зачем ты это содеял?» И ответил Иосиф: «Жив Господь Бог мой, я чист перед ней». И сказал первосвященник: «Не свидетельствуй ложно, но говори правду. Ты нарушил брак, и не сообщил сынам Израиля, и не склонил головы своей перед рукой Господа, чтобы он благословил потомство твоё». Иосиф же молчал.

16 И сказал первосвященник: «Отдай деву, которую ты взял из храма Господня». Иосиф же заплакал. Тогда сказал первосвященник: «Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами». И, взяв (воду), он напоил Иосифа и отправил его на гору, и вернулся он невредим. Напоил так же Марию и отправил её на гору, и она вернулась невредима. И тогда народ удивился, что не обнаружилось в них греха. И сказал первосвященник: «Если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас». И отпустил их. И Иосиф взял Марию и пошёл домой, восхваляя Господа и радуясь.

17 Тогда вышло указание от цезаря Августа совершить перепись в Вифлееме Иудейском. И сказал Иосиф: «Сыновей своих запишу. Но что делать мне с этой девой? Кем записать её? Женою? Мне стыдно. Дочерью? Но все сыны Израиля знают, что она мне не дочь. Да покажет день Господнен, что будет угодно Господу». И посадил её на осла осёдланного и повёл его один сын, а Иосиф с другим сыном пошёл за ними. И прошли три мили15. И посмотрел (в тексте - обернулся) Иосиф и увидел, что она печальна и подумал, что находящийся в ней плод печалит её. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что она радостна, и спросил её: «Мария, отчего я вижу твоё лицо то грустным, то весёлым?» И Мария ответила Иосифу: «Оттого, что я вижу перед глазами два народа, один плачет и рыдает, другой радуется и веселится». И прошли половину пути, и сказала ему Мария: «Сними меня с осла, ибо то, что во мне, заставляет меня идти». И он снял её с осла и сказал ей: «Куда мне отвести тебя и скрыть позор твой? Ибо место здесь пустынно».

18 И нашёл там пещеру, и привёл её, и оставил с ней сыновей своих, и пошёл искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф16, шёл и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось.

19 И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: «Человек, куда ты идёшь? Я отвечал: «Ищу повивальную бабку». В ответ она спросила меня: «Ты из Израиля?» И я сказал ей: «Да». Она же сказала: «А кто такая, кто рожает в пещере?» Я отвечал: «Она обручена со мной». И она сказала: «Она не жена тебе?» Тогда ответил я: «Это Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил её в жены, но она не жена мне, а зачала от Духа святого». И сказала ему бабка: «Правда ли это?» И ответил Иосиф: «Пойди и посмотри». И бабка повивальная пошла вместе с ним17. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: «Душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю». И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка, говоря: «Велик для меня день этот, ибо я узрела явление небывалое». И вышла она из пещеры, и встретила Саломею18, и сказала ей: «Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство своё». И сказала Саломея: «Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства её, не поверю, что дева родила».

20 И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне». И пала на колени перед Господом, говоря: «Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сынами Израиля, но окажи мне милость ради бедных, ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твоё и от Тебя хотела принять воздаяние»19. И тогда предстал перед нею ангел Господнен, и сказал ей: «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость». И подошла Саломея, и взяла младенца на руки, сказав: «Поклонюсь ему, ибо родился великий царь Израиля». И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасённою.

21 И Иосиф приготовился идти (дальше) в Иудею. А в Вифлееме Иудейском была большая смута, ибо пришли маги20 и спрашивали: «Где родившийся царь иудеев? ибо мы увидели его звезду на востоке и пришли преклониться перед Ним»21. И, услышав это, Ирод встревожился и послал слуг за магами22. Потом созвал первосвященников и спрашивал их в претории23, где должен родиться Христос согласно писанию? Ответили ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано». И отпустил их. И спрашивал потом магов, говоря им: «Какое знамение видели вы о рождении царя?» И отвечали маги: «Мы видели звезду большую, сиявшую среди звёзд и помрачившую их, так что они почти не были заметны, и так мы узнали, что родился царь Израиля, и пришли преклониться перед Ним». И сказал Ирод: «Пойдите и поищите, и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне поклониться ему». И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановилась перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с матерью Его Марией, и, открыв сокровища свои, поднесли Ему в дар золото, ладан и мирру. И, получив откровение от ангела не возвращаться в Иудею, пошли в страну свою иным путём.

22 Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: «Убейте младенцев от двух лет и младше». И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли24. А Елизавета25, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: «Гора Бога, впусти мать с сыном». И гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господнен был вместе с ними, охраняя их.

23 Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: «Где спрятал ты своего сына?» Он же ответил, сказав: «Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой». И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: «Сын его будет царём Израиля». И отправил к нему опять (слуг), говоря: «Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти». И Захария ответил: «Я свидетель (мученик) Божий26, если прольёшь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольёшь перед храмом». И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили.

24 И во время (обряда) целования собрались жрецы и не встретил их, согласно обычаю, Захария с благословением. И жрецы, стоя, ждали Захарию, чтобы совершить молитву и прославить Всевышнего. Но так как он не появлялся, все они прониклись страхом. И один из них дерзнул войти (в святилище) и увидел у алтаря кровь запёкшуюся, и голос возвестил: «Убит Захария, и кровь его не исчезнет до тех пор, пока не придёт отмщение». Услышав такие слова, испугался жрец и, выйдя, рассказал другим жрецам. И они решились войти и увидели, что там было, и стены храма возопили, и жрецы сами разорвали одежды свои; но тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень, и объятые ужасом вышли и возвестили народу, что убит Захария. И услышали все колена народа, и плакали и рыдали о нём три дня и три ночи. После трёх дней жрецы стали советоваться, кого сделать вместо него, и жребий пал на Симеона. Это ему было возвещено Святым духом, что он не умрёт, пока не узрит Христа живого27.

25 А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод и смута не стихла в Иерусалиме. Славлю Господа Бога, даровавшего мне премудрость, чтобы описать это. Да будет благодать его для всех, боящихся Господа нашего Иисуса Христа.

Источник: Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989.

Примечания

[1]
Неясно, о каком празднике идёт речь. Возможно, сам автор не знал системы иудейских празднеств или просто игнорировал их.
[2]
По-видимому, подразумевается повязка в виде диадемы, которая по традиции воспринималась как головное украшение, связанное с царской властью.
[3]
Золотая пластинка на кидаре (митре) - головном уборе первосвященника («И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня». И прикрепи её шнуром голубого цвета к кидару (в тексте Септуагинты - к митре. - Сост.) так, чтобы она была на передней стороне кидара» - Исх. 28.36-37). Каким образом пластина должна была явить милость или немилость бога, из текста неясно.
[4]
Ср. слова из молитвы Марии в Евангелии от Луки: «Ибо отныне будут ублажать меня все роды» (1.48).
[5]
В греческом тексте - архиереям; архиерей - обычное обозначение первосвященника; однако, как явствует из дальнейшего текста, в Иерусалимском храме был один первосвященник; но автор здесь, как и в других местах, пренебрегает точностью деталей, связанных с иудейской обрядностью и организацией, тем более что ко времени создания Протоевангелия храма уже не существовало.
[6]
Песнь Анны составлена на основе приведённого в Евангелии от Луки восхваления, которое произносит Мария: «Величит душа моя Господа… что призрел Он на смирение рабы Своей…» (1.46-48).
[7]
Ср. книгу Амоса (6.12) из Ветхого завета, где приведено выражение «плод справедливости» (в Септуагинте- правды), выражение это, вероятно, заимствовано из Амоса, но оно могло иметь гностический оттенок: в Евангелии от Филиппа есть образ Истины, которую сеют и убирают (то есть истина даёт плоды). Этот плод назван единственным (то есть уникальным) и в то же время дословно многобогатым (πολυπλούσιον) - намёк на дальнейшую судьбу Марии.
[8]
Додекакодон - специальное одеяние первосвященника, украшенное по подолу «позвонками» (Исх. 28.33).
[9]
Датан, Абирон, Корей - согласно рассказу ветхозаветной Книги чисел, это люди, выступившие против Моисея. Они упрекали его в том, что он привёл их не в ту землю, в которую обещал. В наказание земля разверзлась и поглотила Корея и его сторонников (Числа 16.1-31).
[10]
Здесь перечислена пряжа разных цветов: амиант и гиацинт - по камням (амиант - асбест, вероятно, зеленоватого цвета, гиацинт - красный). Ср.: «И все женщины, мудрые сердцем, пряли пряжу голубого, пурпурного и червлёного (то есть багряного) цвета» (Исх. 35.25).
[11]
В Евангелии от Луки приведены те же самые слова (1.28)
[12]
См.: Лк. 1.43.
[13]
Встреча Марии с Елизаветой и пребывание у неё Марии описано в Евангелии от Луки (1.56).
[14]
В канонических евангелиях возраст Марии не указан.
[15]
Миля (греч. μιλιον) - римская миля, равная 1,4 км.
[16]
По стилистике этот отрывок отличается от предшествующего и последующего текста. Смысл описания - подчеркнуть таинство рождения Иисуса, во время которого природа и люди замирают; в мире происходит только одно свершение - рождение сына божия.
[17]
В кратком варианте: «И он нашёл женщину, спускавшуюся с холма, и взял её с собой, и сказала повивальная бабка: «А кто такая, кто рожает в пещере?» Он ответил: «Мария обручена мне, но она зачала от Святого духа, после того, как выросла в храме». И повивальная бабка пошла с ним». По-видимому, этот разговор казался первым читателям недостаточно выразительным, и в дальнейшем он был дополнен.
[18]
Саломея упомянута в числе женщин, присутствовавших при казни Иисуса и пришедших ко гробу (Мр 15,40; 16,1). Саломея - ученица Иисуса - есть и в хенобоскионском Евангелии от Фомы.
[19]
В кратком варианте вместо молитвы Саломеи просто сказано: «И она взмолилась Господу».
[20]
В синодальном переводе Нового завета слово «маги» переведено как «волхвы». Магами греки называли восточных мудрецов и прорицателей.
[21]
Весь эпизод с магами восходит к Евангелию от Матфея (2.7-12), отдельные фразы повторяются дословно.
[22]
В кратком варианте опущены подробности: там сказано только: «И он послал за магами, и они рассказали о звезде».
[23]
Помещая Ирода в претории, автор подчёркивает, что он выступал как представитель высшей имперской власти. Характерно, что для определения разговора Ирода с магами и жрецами употреблён глагол ἀνακρινω - расспрашивать и допрашивать, в то время как в Евангелии от Матфея - выведывать (πυνθάνομαι).
[24]
В Евангелии от Матфея Мария вместе с Иосифом и младенцем Иисусом бежит в Египет (по Евангелию от Луки, они жили в Назарете и время от времени приходили в Иерусалим). Здесь автор выдвигает ещё одну версию: Мария спасла младенца, спрятав его в яслях.
[25]
Дальнейшее описание к истории Марии отношения не имеет, она присоединена из рассказов об Иоанне Крестителе, поскольку Елизавета уже фигурировала в Протоевангелии.
[26]
В греческом тексте μάρτυς τοῦ θεοῦ - свидетель и в христианских текстах - мученик.
[27]
В Евангелии от Луки рассказывается о Симеоне, которому было дано такое предсказание (2.25-26), но он не был первосвященником.
Содержание
None