Православная энциклопедия: Келестин I
Келестин I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11 // PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16 // PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. (Aug. Ep. 192 // PL. 33. Col. 868-869).
После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме (Aug. Ep. 207 // PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам, после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11 // PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).
Продолжая политику предшественников, К. ревностно отстаивал привилегии Римской кафедры и право Римского епископа принимать апелляции на решения всех церковных судов. Вероятно, к понтификату К. относится составление 3 самых ранних сборников папских декреталий (1 из них был создан скорее всего в Риме, 2 - в Юж. Галлии). Составление сборников должно было подчеркнуть значимость правовых норм, исходящих от понтифика, и способствовать интеграции декреталий в каноническое право наряду с постановлениями Соборов (Moreau D. «Non impar conciliorum extat auctoritas»: L'origine de l'introduction des lettres pontificales dans le droit canonique // L'étude des correspondances dans le monde romain de l'Antiquité classique à l'Antiquité tardive: Permanences et mutations / Éd. J. Desmulliez e. a. Lille, 2010. P. 499-501). Нек-рые исследователи считают, что сборники декреталий начали составлять после кончины К. (Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 22-26, 38-41).
Не вполне успешно складывались отношения К. с епископами Африки. Недовольство блж. Августина вызвало вмешательство Римского епископа в дело еп. Антонина. После того как жители укрепления Фуссала отвергли донатизм и присоединились к правосл. Церкви, блж. Августин направил к ним для епископского служения своего воспитанника Антонина. Через некоторое время по инициативе паствы, которая жаловалась на алчность Антонина, епископ был смещен (без лишения сана) по решению провинциального Собора. Заручившись поддержкой примаса Нумидии, Антонин отправился в Рим и добился от Бонифация I пересмотра дела. Опираясь на оправдательный приговор, вынесенный Римским епископом без консультации с блж. Августином и другими африканскими епископами, еп. Антонин пытался привести его в исполнение с помощью светской власти (publicas potestates et militares). В кон. 422 г. блж. Августин отправил К. послание, в к-ром взял на себя ответственность за недостойное поведение еп. Антонина и просил папу сохранить в силе решение Собора. О дальнейших событиях сведений нет (Aug. Ep. 209 // PL. 33. Col. 953; Idem. Ep. 20* // Augustini Epistolae ex duobus codicibus nuper in lucem prolatae / Ed. J. Divjak. W., 1981. P. 94-112. (CSEL; 88)).
К понтификату К. относится завершение дела пресв. Апиария, отлученного за канонические преступления, но оправданного после апелляции к Папскому престолу (подробнее см. ст. Карфагенские Соборы). Вскоре Апиарий повторно подвергся отлучению и апеллировал к суду К., к-рый направил в Африку легата Фаустина, еп. Потенции (ныне Порто-Реканати, Италия). На Соборе в Карфагене (424 или 425) после дискуссии между Фаустином и епископами Африки о том, вправе ли Римский епископ отменять приговор африкан. церковного суда, Апиарий неожиданно сознался в канонических преступлениях и выразил готовность принять обвинительный приговор. Африканские иерархи во главе с Карфагенским еп. Аврелием воспользовались этим случаем, чтобы нанести удар по авторитету епископа Рима и высказать негодование по поводу отправки легатов (см. соборное послание к К.: Concilia Africae. 1974. P. 169-172). На Соборе было принято постановление, согласно к-рому африканским клирикам запрещалось апеллировать к Римскому епископу (Ibid. P. 266). В то же время значение Римской кафедры в жизни африканской Церкви увеличивалось: к Римскому понтифику обращались для решения наиболее сложных дел. Так, в связи со спорным избранием епископа г. Цезарея Мавританская блж. Августин просил поддержки у К. и у Аврелия Карфагенского (Aug. Ep. 22* // Augustini Epistolae... 1984. P. 115; см.: Merdinger. 1997; Mombili Thumaini. 2001).
Непросто складывались отношения К. с церковными иерархами Галлии, среди которых главенствующее положение занял епископ г. Арелат (ныне Арль, Франция). Решением еп. (папы) Римского Зосимы (417-418) Арелатский еп. Патрокл получил широкие полномочия и фактически стал первенствующим иерархом (примасом) Галлии. Папа Бонифаций I хотел ослабить позиции Патрокла и потому сохранил за ним только права митрополита Вьеннской пров. В 426 г. еп. Патрокл, оказывавший значительное влияние не только на церковную, но и на политическую жизнь Галлии, был убит по указанию военачальника Флавия Констанция Феликса. Однако его преемники св. Гонорат и св. Иларий также делали все для возвышения Арелатской кафедры: вмешивались в дела др. церковных провинций, самостоятельно назначали епископов, оказывали покровительство монахам, в основном выходцам из Леринского мон-ря (см. Лерен). В Галлию бежал некий Даниил, приехавший с Востока, которого обвиняли в осквернении посвященных Богу дев. Узнав об этом, К. направил в Арелат субдиак. Фортуната с требованием представить Даниила в Рим для суда. Однако Арелатский епископ (им скорее всего был св. Гонорат) не только не выдал Даниила, но и возвел его на епископскую кафедру. Тогда К. обратился к епископам Вьеннской и Нарбонской провинций с посланием, призвав галльских иерархов устранить вошедшие в обычай злоупотребления (28 июля 428 - Jaffé. RPR. N 369; PL. 50. Col. 429-436). К. указывал, что на епископские кафедры можно возводить только клириков, в течение долгого времени служивших в определенном диоцезе, имеющих пастырский и адм. опыт (в соответствии с 13-м каноном Сардикийского Собора (343) и распоряжениями предшественников, Римских епископов Сириция, Иннокентия I и Зосимы). Поэтому К. возражал против существовавшей в Галлии практики возводить на кафедры монахов как чужестранцев и мирян (laici; не имевшие священного сана монахи считались мирянами) и не одобрял ношение епископами монашеского одеяния. К. осудил введенный в Галлии запрет на предсмертное покаяние (запрет обосновывали тем, что умирающий не сможет исполнить епитимию), хотя практику причащения на смертном одре одобрил еще папа Иннокентий I в послании к Экзуперию, еп. г. Толоза (ныне Тулуза) (Innocent. I, papa. Ep. 6 // PL. 20. Col. 498-499). К. не удалось преодолеть сопротивление галльских епископов в этом вопросе; впосл. св. Лев I Великий поднял тему предсмертного покаяния в письме Теодору, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс) (Leo Magn. Ep. 108 // PL. 54. Col. 1011-1014). К. запретил митрополитам вторгаться в чужие провинции (эта мера имела цель ограничить влияние Арелатского епископа) и призвал галльских иерархов привлечь к церковному суду Массилийского (Марсельского) епископа, который выразил неумеренную радость при известии об убийстве Патрокла Арелатского (см.: Mathisen. 1989. P. 97-100).
Вопросы, связанные с каноническим порядком избрания епископов, рассматриваются в послании К. к церковным иерархам пров. Апулия и Калабрия (21 июля 429 - Jaffé. RPR. N 371; PL. 50. Col. 436-437). Указывая на необходимость соблюдения канонов (canonum gubernacula custodimus), папа запрещал возводить на епископские кафедры мирян, сформулировав принцип «наставлять народ, а не идти у него на поводу» (docendus est populus, non sequendus). Укреплению церковной дисциплины посвящено послание к епископам Иллирика во главе с Перигеном Коринфским (Jaffé. RPR. N 366; PL. 50. Col. 427-429). Взяв под защиту еп. Феликса, К. напоминал иллирийским иерархам, что такие дела подлежат ведению папского викария Руфа, еп. Фессалоники.
В последние годы понтификата К. в Юж. Галлии обострились споры по поводу учения о грехе первородном, благодати и предопределении. В защиту учения блж. Августина выступили Проспер Аквитанский и Иларий из Массилии, духовенство в основном не разделяло идей блж. Августина. Проспер и Иларий обратились за поддержкой к К., убедив его защитить память недавно умершего (28 авг. 430) блж. Августина. Папа в послании к епископам Галлии во главе с Венерием Массилийским (431 - Jaffé. RPR. N 381; PL. 50. Col. 528-537) сообщал, что из донесений Проспера и Илария в Риме стало известно о выступлениях неких пресвитеров, которые проповедовали ложное учение и сеяли раздоры в Церкви. Папа увещевал галльских епископов сохранять церковный мир и не нарушать дисциплину, указывал, что блж. Августин был великим учителем и богословом, неизменно поддерживавшим добрые отношения с Римской кафедрой. Пространно изложив учение блж. Августина о божественной благодати, К. все же воздержался от прямого осуждения тех, кто не разделяли это учение. Никто из противников Проспера и Илария не назван в послании по имени. В соч. «Против Собеседователя», направленном в основном против Иоанна Кассиана Римлянина, Проспер Аквитанский тенденциозно толковал послание К. как осуждение т. н. полупелагиан, не во всем разделявших учение блж. Августина (Prosper. Contr. Collat. XXI 2 // PL. 51. Col. 271-272; см.: Mathisen. 1989. P. 131-138).
По свидетельству Проспера Аквитанского, К. боролся с ересью пелагианства, изгнал из Италии Целестия, ученика и последователя Пелагия (Целестий добивался пересмотра решения об осуждении Пелагия - Prosper. Contr. Collat. XXI 2). В связи с этими событиями Проспер описывал миссию св. Германа, еп. Автиссиодурского (Осерского), в Британию. Проспер Аквитанский писал, что усилиями некоего Агриколы, сына еп. Севериана, пелагианство получило широкое распространение в Британии (ecclesias Brittaniae dogmatis sui insinuatione corrumpit). В 429 г. К. направил в Британию еп. Германа Автиссиодурского, наделенного полномочиями папского легата (uice sua), к-рый вернул британцев к истинной вере (deturbatis hereticis Britannos ad catholicam fidem dirigit - Prosper. Chron. 1301 // MGH. AA. T. 9. P. 472; Idem. Contr. Collat. XXI 2 // PL. 51. Col. 271). Однако в Житии св. Германа, составленном Констанцием Лугдунским (Лионским), ничего не сказано об участии К. в организации миссии Германа. Согласно Житию, прибывшие из Британии делегаты известили галльских епископов о распространении пелагианства. Был созван Собор, участники к-рого отправили в Британию св. Германа и св. Лупа, еп. г. Трикассы (ныне Труа), к-рым удалось искоренить ересь (Const. Lugd. Vit. Germ. 12-18). Проблемы, связанные с противоречивыми свидетельствами источников и обстоятельствами миссии св. Германа и св. Лупа, в наст. время остаются предметом внимания исследователей (см.: Markus R. A. Pelagianism: Britain and the Continent // JEcclH. 1986. Vol. 37. N 2. P. 191-204; Bonner G. The Pelagian Controversy in Britain and Ireland // Peritia. 2002. Vol. 16. P. 144-155; Barrett A. A. Saint Germanus and the British Missions // Britannia. L., 2009. Vol. 40. P. 197-217; Charles-Edwards T. M. Wales and the Britons, 350-1064. Oxf., 2013. Р. 181-185).
Под 431 г. в «Хронике» Проспера Аквитанского сообщается о том, что К. направил в Ирландию 1-го еп. Палладия (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Prosper. Chron. 1307 // MGH. AA. T. 9. P. 473). Согласно хронисту, в 429 г. диак. Палладий (вероятно, то же лицо) выступил инициатором миссии св. Германа в Британии для борьбы с пелагианами. В соч. «Против Собеседователя» Проспер Аквитанский утверждал, что трудами К. Британия была очищена от ереси, а жители «варварского острова» (Ирландии) приняли христианство (ordinato Scotis episcopo, dum Romanam insulam studet seruare catholicam, fecit etiam barbaram Christianam - Idem. Contr. Collat. XXI 2 // PL. 51. Col. 271). Мн. вопросы, связанные с ирл. миссией еп. Палладия, остаются дискуссионными и в наст. время (см.: Bieler L. The Mission of Palladius: A Comparative Study of Sources // Traditio. N. Y., 1948. Vol. 6. P. 1-32; Charles-Edwards T. M. Palladius, Prosper, and Leo the Great: Mission and Primatial Authority // Dumville D. N. e. a. Saint Patrick, AD 493-1993. Woodbridge, 1993. P. 1-12; Idem. Early Christian Ireland. Camb.; N. Y., 2000. P. 182-214; Ó Cróinín D. Who Was Palladius, «First Bishop of the Irish»? // Peritia. 2000. Vol. 14. P. 205-237).
К. активно боролся с учением К-польского патриарха Нестория (428-431), к-рый попытался предотвратить возможный союз своих противников во главе со свт. Кириллом Александрийским и К., отправив в нач. 429 г. послание папе (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 12-14). Он писал о 4 зап. епископах (в их числе назван Юлиан Экланский), отлученных и лишенных кафедр по обвинению в ереси пелагианства. Епископы поехали в К-поль, чтобы апеллировать к суду имп. Феодосия II (408-450), и были приняты Несторием. Патриарх запросил у папы Римского сведения об этих епископах. Запрос вызвал в Риме крайнее негодование, и приведенные Несторием сведения о доктринальных спорах в К-поле (патриарх обвинял своих противников в христологических заблуждениях) и предложение сотрудничать в деле борьбы с ересью не встретили сочувствия. Послание Нестория осталось без ответа. Осенью 429 г. в Риме было получено 2-е послание Нестория (Ibid. P. 14-15), в котором патриарх вновь просил сообщить сведения о пелагианах, а также обвинял своих противников в том, что они разделяют заблуждения Ария и Аполлинария (младшего). На это письмо патриарху также не ответили. Для того чтобы выяснить подробности вост. доктринальных разногласий, К. обратился к свт. Кириллу Александрийскому, главному противнику Нестория. Кирилл сообщил папе, что Несторий - упорный еретик и богохульник, погрязший в гордыне и чванстве, отрицавший Божественную природу Христа. В присутствии Нестория и с его одобрения некий еп. Дорофей во время богослужения произнес анафему тем, кто называют Деву Марию Богородицей. Кирилл уверял, что готов отлучить Нестория от Церкви и ждет только одобрения Римского епископа (Ibid. Vol. 1. Pars 5. P. 10-12). Диак. Посидоний, доставивший послание свт. Кирилла, должен был установить доверительные отношения не только с К., но и с влиятельными лицами в Римской курии, чтобы склонить их на свою сторону. В дополнение к письму свт. Кирилл передал К. сборник цитат из проповедей Нестория, в к-ром еретическим утверждениям противопоставлялись выдержки из сочинений отцов Церкви в лат. переводе. Диак. Лев (впосл. папа Лев I Великий) передал материалы прп. Иоанну Кассиану Римлянину, который вынес заключение о несомненном еретическом характере учения Нестория. Этот сборник, ставший основным источником сведений об учении Нестория на Западе, был использован прп. Иоанном Кассианом при написании полемического соч. «О воплощении Господа против Нестория» (De incarnatione Domini contra Nestorium - CPL, N 514).
Сведения, полученные от свт. Кирилла Александрийского, донесения из К-поля и заключение прп. Кассиана убедили К., что Несторий - еретик, изрыгающий хулу на правосл. веру. В авг. 430 г. Собор в Риме осудил заблуждения Нестория и постановил отлучить его от Церкви и низложить, если через 10 дней после извещения о решениях Собора он не представит письменного отречения от ереси. В речи на Соборе К. противопоставил Несторию отцов Церкви свт. Амвросия Медиоланского, свт. Илария Пиктавийского и еп. (папу) Римского Дамаса I (Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13 // PL. 53. Col. 289-290). О постановлениях Собора К. известил свт. Кирилла Александрийского, поручив ему действовать против Нестория. Возвращавшемуся в Александрию диак. Посидонию папа вручил письмо свт. Кириллу с приговором Несторию (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 5-6), а также послания, адресованные Несторию (Ibid. P. 7-12), клиру и народу К-поля (Ibid. P. 15-20) и первенствующим на Востоке епископам - Иоанну Антиохийскому, Иувеналию Иерусалимскому, Руфу Фессалоникийскому и Флавиану, еп. г. Филиппы (Ibid. P. 21-22). В послании Несторию, извинившись за задержку с ответом, К. указывал, что сначала патриарх произвел хорошее впечатление, испорченное затем надменными письмами, а также донесениями из Александрии. Римский Собор осудил учение Нестория, патриарху надлежало принести покаяние перед свт. Кириллом Александрийским, которому поручено привести в исполнение вынесенный в Риме приговор. К. упрекал Нестория в том, что он, зная об осуждении пелагианской ереси Папским престолом, тем не менее предоставил убежище еретикам. Недовольство К. касалось в основном неподобающего поведения патриарха, попиравшего церковную дисциплину, о его учении в папском послании говорится не столь подробно. Возможно, К. избегал точных вероучительных формулировок, принимая во внимание сложности, к-рые возникли при переводе догматических понятий. В то же время папа отмечал, что не желает вести богословскую полемику с Несторием, т. к. его обязанность, как преемника ап. Петра и хранителя истинного учения апостолов, состоит лишь в том, чтобы указать еретику на его заблуждения (Ibid. P. 9; см.: Wessel. 2004. P. 109-111). Определенный интерес К. проявил только к сотериологическим импликациям доктрины Нестория, отвергавшего положение Символа веры, по которому Христос родился от Св. Духа и Девы Марии: если бы Христос, сын Марии, не был идентичен Сыну Божию, каким образом Он смог бы спасти мир?
Т. о., свт. Кирилл Александрийский получил от К. поддержку и одобрение действий против Нестория. Однако имп. Феодосий II не признал отлучение Нестория, провозглашенное Римским Собором, и принял решение созвать Вселенский Собор, открытие к-рого должно было состояться на Пятидесятницу 431 г. в Эфесе. В нояб. 430 г. Несторий попытался достичь примирения с К. В 3-м послании (ACO. T. 1. Vol. 5. Pars 1. P. 182) патриарх обвинил свт. Кирилла Александрийского в попытке посеять разногласия среди церковных иерархов. Признавая термин «Богородица» (Тheotocos) допустимым, Несторий тем не менее заявлял, что предпочитает термин «Христородица» (Christotocos), к-рый, по его мнению, служил надежной защитой от влияния лжеучений Ария и Аполлинария Самосатского. Патриарх пытался объяснить К., что термин «Христородица» не является хулой на Деву Марию и призван равно подчеркнуть божественную и человеческую природы Христа. В то же время к К. обратился и свт. Кирилл Александрийский, чтобы выяснить, готов ли папа поддерживать осуждение Нестория после вмешательства императора. В ответном послании К. сообщал, что намерен следить за развитием событий, а на предстоящем Соборе будет присутствовать «духовно» (spiritaliter agimus), т. е. через легатов (Ibid. Vol. 2. P. 26-27).
Папские легаты, епископы Проект и Аркадий и пресв. Филипп, отправились из Рима 8 мая 431 г. В инструкции легатам предписывалось оказывать всемерную поддержку свт. Кириллу, но твердо отстаивать права Папского престола (auctoritatem sedis apostolicae custodiri debere mandamus), не допускать обсуждения и тем более пересмотра решений Римского Собора (Ibid. P. 25). В посланиях к участникам Собора (Ibid. P. 22-24) и к имп. Феодосию II (Ibid. P. 25-26) К. писал о необходимости неуклонно придерживаться истинной веры, завещанной апостолами, избегать человеческого мудрования и пустых рассуждений о догматах веры. Папа указывал, что император должен защищать истинную веру, т. к. благополучие империи зависит в т. ч. от мира в Церкви (см.: Wessel. 2004. P. 103-105). Участников Собора К. призвал к терпению и умеренности, чтобы еретики получили возможность принести покаяние и в Церкви установился мир.
По инициативе свт. Кирилла Александрийского заседания Собора открылись 22 июня, в отсутствие значительного числа участников, в т. ч. папских легатов и делегации из Антиохии. Ко времени прибытия легатов Собор подтвердил осуждение Нестория, которое провозгласил К. в послании к свт. Кириллу Александрийскому. Обращаясь к епископам, свт. Кирилл отметил, что действует в качестве представителя папы (ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 2. P. 3). На 2-й сессии Собора (10 июля) было зачитано послание К.; пресв. Филипп подчеркнул, что участникам Собора следует согласиться с суждением понтифика. Епископы провозгласили аккламации К. как «новому Павлу», после чего было зачитано папское послание к императору. На 3-й сессии (11 июля) по требованию легатов зачитали постановление, осуждавшее ересь Нестория, после чего легаты подписали акты первых 3 сессий. В соборные постановления было включено осуждение Целестия и его последователей, сторонников пелагианской ереси. Перед закрытием заседаний Собора (31 июля) был составлен отчет для К., в к-ром подчеркивалось осуждение пелагиан (Ibid. P. 85-88). В марте 432 г. К. отправил письма имп. Феодосию II, участникам Собора и возведенному на К-польскую кафедру патриарху Максимиану (431-434), а также клиру и народу К-поля (Jaffé. RPR. N 385-388; ACO. T. 1. Vol. 2. P. 88-101). Папа поздравил всех с победой над ересью и восстановлением церковного мира, одобрил поставление Максимиана, призвал искоренить остатки лжеучений Нестория и Целестия.
В Liber Pontificalis сообщается, что К. ввел псалмодию в евхаристическое богослужение. Свидетельство источника, согласно которому папа велел исполнять 150 псалмов перед мессой (или перед каноном мессы - ante sacrificium) в дополнение к чтениям из Евангелия и Посланий ап. Павла, оставляет простор для трактовок. Во 2-й редакции Liber Pontificalis, составленной при папе Римском Вигилии (537-555), уточняется, что псалмы исполнялись «антифонно» и «всеми» (antephanatim ex omnibus). По мнению некоторых исследователей, речь идет скорее всего о введении градуала, а в тексте дополнения ко 2-й редакции подразумевается, что исполнялись лишь избранные стихи (antephanatim) из всех псалмов (ex omnibus) (Jeffery. 1984). Однако высказывались и сомнения в правомерности такой трактовки (McKinnon. 2000).
Согласно Liber Pontificalis, К. занимал кафедру 8 лет 10 месяцев и 17 дней. Похоронен в базилике св. Сильвестра, построенной в IV в. над катакомбами Присциллы на Соляной дороге, рядом с гробницами Римских епископов Марцелла I, Сильвестра I и Сириция (Picard. 1969. P. 738-740, 743). О гробнице К. упоминается в римских итинерариях VII в. (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 306, 320, 326. (CCSL; 175)). В стихотворной эпитафии говорится, что К. занимал «апостольский престол» 10 лет, пользуясь всеобщим уважением; его тело было предано земле, а душа вознеслась ко Христу (Inscriptiones Christianae Urbis Romae. N. S. R., 1985. T. 9. N 24833). В послании папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Карлу Великому о священных изображениях упоминаются росписи на тему Эфесского Собора, выполненные по указанию К. в его усыпальнице (MGH. Epp. T. 5. P. 50). В IX в. базилика св. Сильвестра пришла в упадок и впосл. разрушилась, ее остатки были обнаружены в 1890 г. Дж. Б. Де Росси; в 1907 г. храм был реконструирован (Cupitò C. Il territorio tra la via Salaria, l'Aniene, il Tevere e la via «Salaria vetus»: Municipio II. R., 2007. P. 51-52). По указанию папы Римского Пасхалия I (817-824) останки К. вместе с мощами мн. др. святых были перенесены в ц. Санта-Прасседе (LP. T. 2. P. 63-64).
Память К. указана в средневек. дополнениях к Мартирологам Адона Вьеннского и Узуарда (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 472; PL. 123. Col. 909-917) под 6, 7 или 8 апр. День памяти заимствован из Liber Pontificalis, где погребение К. ошибочно датировано 6 апр. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память К. (6 апр.) в Римский Мартиролог. В наст. время поминовение К. в Римском Мартирологе указано под 27 июля, в календаре РПЦ - под 8 апр.
Литература
Соч.: PL. 50. Col. 417-558; CPL, N 1650-1654; Jaffé. RPR. T. 1. P. 55-57.
Ист.: LP. T. 1. P. 88, 230-231; Concilia Africae A. 345 - A. 525 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1974. P. 164-172, 266. (CCSL; 259); Gesta de nomine Apiarii // EOMIA. T. 1. Fasc. 2. Pt. 3. P. 560-624; ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 3. P. 5-9; Pars 5. P. 10-12; Vol. 2. P. 5-27, 88-101; Vol. 5. P. 182; ActaSS. Apr. T. 1. P. 543-547; MartRom. Comment. P. 127; SynCP. Col. 592-593.
Лит.: Portalié E. Célestin Ier // DTC. T. 2. P. 2052-2061; Cabrol F. Célestin Ier // DACL. T. 2. Col. 2794-2802; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 175-236; Cappuyns M. J. L'origine des Capitula pseudo-célestiniens contre le semipélagianisme // RBen. 1929. T. 41. P. 156-170; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 368-373, 381-416; Grumel V. Le Concile d'Ephèse: Le Pape et le concile // EO. 1931. Vol. 30. P. 293-313; Amann E. L'affaire de Nestorius vue de Rome // RSR. 1949. Vol. 23. N 1/2. P. 5-37; N 3/4. P. 207-244; 1950. Vol. 24. N 1/2. P. 28-52; N 3/4. 235-265; Bardy G. Célestin Ier // DHGE. T. 12. Col. 56-58; Daniele I. Celestino I // BiblSS. Vol. 3. Col. 1096-1100; Doignon J. Une compilation des textes d'Hilaire de Poitiers présentée par le pape Célestin I à un concile romain de 430 // Oikouméne: Studi paleocristiani in onore del Concilio Ecumenico Vaticano II. Catania, 1964. P. 477-497; Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romaine. P., 1966. Vol. 2. P. 137-230; Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1967. T. 3. P. 65-71; 1970.T. 4. P. 69-94; Picard J.-Ch. Étude sur l'emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle // Mélanges d'Archéologie et d'Histoire. P., 1969. Vol. 81. N 2. P. 736, 739, 743; Speigl J. Der Pelagianismus auf dem Konzil von Ephesus // AHC. 1969. T. 1. P. 1-14; Vogt H. J. Papst Cölestin und Nestorius // Konzil und Papst: Historische Beiträge zur Frage der höchsten Gewalt in der Kirche. Münch. etc., 1975. S. 85-101; Wermelinger O. Rom und Pelagius: Die theologische Position der römischen Bischöfe im Pelagianischen Streit. Stuttg., 1975; Pietri Ch. Roma Christiana: Recherches sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. T. 2. P. 1026-1043, 1347-1397; Jeffery P. The Introduction of Psalmody into the Roman Mass by Pope Celestine I (422-432): Reinterpreting a Passage in the Liber Pontificalis // AfLW. 1984. Bd. 26. S. 147-165; Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in 5th-Century Gaul. Wash., 1989; Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven, 1997; Gori F. Celestino I, santo // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 1. P. 406-415; McKinnon J. W. The Advent Project: The Later 7th-Century Creation of the Roman Mass Proper. Berkeley, 2000. P. 79-81; Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Wash., 2001; Mombili Thumaini M.-E. L'aspect d'autonomie et de communion dans la praxis africaine des recours à Rome (IIIe-Ve siècles): Essai d'interprétation du comportement ambivalent de l'épiscopat africain. R., 2001; Wessel S. Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: Making of a Saint and a Heretic. Oxf.; N. Y., 2004.