Православная энциклопедия: Иларион Великий
Содержание
Иларион Великий [греч. ῾Ιλαρίων ὁ Μέγας] (ок. 291, Фавафа, близ Газы - 371, Кипр), прп. (пам. 21 окт.). И. В. считается основателем палестинского монашества. Его Житие было написано блж. Иеронимом Стридонским в основанном им мон-ре рядом с храмом Рождества Христова в Вифлееме ок. 391 г., т. е. всего 20 лет спустя после смерти святого. Хотя историческая достоверность сообщаемых фактов биографии И. В. ранее нередко ставилась под сомнение, так что нек-рые исследователи называли это Житие «романом», однако несомненно, что И. В. являлся историческим лицом, а блж. Иероним помимо собственных представлений о том, какими должны быть монах и монашеское делание, располагал и свидетельствами очевидцев, в первую очередь учеников И. В. (см., напр.: Cavallera F. St. Jérôme: Sa vie et son oeuvre. Louvain; P., 1922. Vol. 1. P. 132). Сочинение также основывалось на не дошедшем до нас энкомии свт. Епифания Кипрского, лично знавшего И. В. Вскоре после написания Жития был сделан его перевод на греческий, о чем сообщает сам Иероним (Hieron. De vir. illustr. 134). В Житии, крайне популярном на Востоке, о чем свидетельствуют его многочисленные версии на греч., арм. и копт. языках, заметно стремление блж. Иеронима представить И. В. учеником и подражателем прп. Антония Великого. Данные об И. В. также приводятся в «Церковной истории» Созомена (Sozom. Hist. eccl. III 14; V 10; V 15 - эти известия мало что добавляют к сведениям Иеронима) и в сб. Apophthegmata Patrum (2-я пол. V в.) (алфавитное собрание - Περ τοῦ ἁγίου ᾿Επιφανίου ἐπισκόπου Κύπρου. δ´ // PG. 65. Col. 164; Περ τοῦ ἀββᾶ ῾Ιλαρίωνος // PG. 65. Col. 241; систематическое собрание - IV 15; XVII 4 // Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. P. 192-193; Т. 3. P. 12-13).
И. В. род. в семье язычников, крестился в Александрии, куда его отправили для обучения наукам. В 15 лет, услышав о прп. Антонии Великом, И. В. отправился к нему и провел с ним ок. 2 месяцев, стараясь во всем подражать учителю. Однако большое число посетителей, приходивших к Антонию, вынудило его искать более уединенного места для подвижничества. Ок. 306 г. И. В. вернулся на родину и, поскольку родители его уже умерли, продал имущество, раздал деньги бедным и начал вести жизнь отшельника в 7 милях к югу от г. Маюма. И. В. имел обыкновение спать на голой земле, ел 1 раз в день после заката солнца, и то немного, противостоял многочисленным искушениям. Однажды, разгневавшись на себя, обуреваемого помыслами, он начал бить себя в грудь со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым… я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве» (Hieron. Vita Hilar. 5). Проведя 22 года в пустыне, он стяжал дар чудотворения, благодаря к-рому смог исцелить бесплодную женщину из Элевтерополя и детей Елпидия, ставшего впосл. префектом претория (Ibid. 13-14). После этого он стал известным, и многие из приходивших к нему посетителей принимали христианство, а затем становились монахами: «Ведь не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нем. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине - юноша Иларион» (Ibid. 14).
Блж. Иероним рисует картину жизни провинции, где были еще сильны язычество и вера в магические действия. Освященная вода, к-рую И. В. дал некоему христианину из Газы, принесла победу тому на скачках, тем самым посрамив действия его противника-язычника, прибегшего к помощи магии (Ibid. 21). Узнав об исходе соревнования, многие обратились в христианство, а враги И. В. объявили его магом и потребовали его казни. И. В. исцелял не только людей (напр., одержимого бесом телохранителя имп. Констанция II), но и бесновавшихся животных, объясняя, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им» (Ibid. 23).
С течением времени количество монахов в окрестностях Газы, которых окормлял И. В., росло. Это были, насколько можно судить по тем скудным данным, которые приводит блж. Иероним, не общежительный мон-рь и не лавра, а отдельно стоящие в пустыне келлии отшельников (названные в Житии мон-рями). Единственным объединяющим моментом для них служила личность И. В., к-рого они считали духовным отцом и главой. Вероятно, впосл. у этого мон-ря сложился какой-то центр, поскольку блж. Иероним говорит о его разрушении во время гонений имп. Юлиана Отступника (361-363) и о последующем восстановлении. По мнению Й. Хиршфельда, монастырь И. В. находился близ дер. Дейр-эль-Балах (дословно - Монастырь пальм). Поскольку материалом для келлий отшельников служили такие недолговечные материалы, как пальмовые ветви и сырцовый кирпич, то от построек ничего не осталось. Местное предание утверждает, что деревенская мечеть построена на месте зала для молитв некогда существовавшего здесь мон-ря (Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeol. Review // The Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. B. Bitton-Ashkelony, A. Kofsky. Leiden; Boston, 2004. P. 67-69). В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении мон-ря И. В. с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы, где в 1997-2001 гг. был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. и достигший расцвета в VI в. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь». По предположению археологов, в этой крипте были помещены мощи И. В. после их перенесения с о-ва Кипр. Впосл. святыню переместили в более обширную крестообразную крипту под алтарем церкви (Elter R., Hassoune A. Le monastère de St.-Hilarion à Umm el-(?)lsquo;Amr (bande de Gaza) // Académie des inscriptions et belles-lettres: Comptes-rendus des séances de l'année. P., 2004. Vol. 148. P. 359-382; iidem. Le monastère de St.-Hilarion: Les vestiges archéologiques du site de Umm el-(?)lsquo;Amr // Gaza dans l'antiquité tardive / Éd. C. Saliou. Salerno, 2005. P. 13-40). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем Серида, ученика прп. Варсонофия Великого.
И. В. имел обыкновение раз в год обходить эти келлии перед сбором винограда для наставления монахов в вере и «воспламенения в них ревности к Богу». Однажды во время такого обхода он обратил ко Христу жителей Элусы (Hieron. Vita Hilar. 25). И. В. стал известен и за пределами Палестины. Иероним сообщает, что прп. Антоний не только переписывался с И. В., но и спрашивал приходивших к нему из Палестины, зачем они проделали такой путь, если в их провинции живет «его сын Иларион» (Ibid. 24). В Apophthegmata Patrum содержится рассказ о том, как некий авва Иларион из Палестины посетил авву Антония, однако все детали этого рассказа находятся в полном противоречии с данными Иеронима, к-рые следует предпочесть (систематическое собрание - XVII 4 // Apopht. Patr. (Guy). Т. 3. P. 12-13).
И. В. проповедовал необходимость нестяжательности, до конца жизни отказывался принимать пожертвования, приносимые ему в благодарность за исцеления. Однажды он объяснил исцеленному им бесноватому, что если примет его дары, то оскорбит Бога, а к тому вернутся демоны. И. В. был крайне нетерпим к любому проявлению алчности, в первую очередь среди монахов. Так, один монах передал И. В. немного овощей из своего тщательно охраняемого огорода. Когда любимый ученик И. В., Исихий, принес их авве, тот спросил, неужели он не чувствует исходящего от них зловония скупости. Иероним отмечает, что И. В. был способен по запаху, исходящему от человека или предметов, к-рых он касался, определить, каким грехом тот отягощен или «каким демоном охвачен» (Hieron. Vita Hilar. 28).
На 65-м году жизни И. В., устав от беспрерывного потока посетителей и страстно мечтая об отшельнической жизни, покинул Палестину. Остальная часть его жизни прошла в постоянных скитаниях в поисках места, где он мог бы без рассеяния служить Богу. Сначала И. В. отправился в Египет, где, в частности, посетил мон-рь прп. Антония. Святой к тому времени уже умер. И. В. провел в обители нек-рое время и затем подвизался в различных пустынных местах (в т. ч. в Ливии), однако чудеса, совершенные им, вновь привлекли к нему людей, и тогда он отплыл с одним учеником на Сицилию. Однако и здесь история повторилась, тогда И. В. решил найти к.-н. «варварскую» местность, где еще не было христиан, и отправился в Эпидавр в Далмации. Но через неск. дней он уничтожил там страшного змея, опустошавшего местность (Ibid. 39). Здесь же он совершил еще одно чудо, укротив бушевавшее после землетрясения море, к-рое грозило смыть город (Ibid. 40).
И. В., сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят» (Ibid. 39), бежал ок. 365 г. на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя 2 года Исихий нашел ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов к-рых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в к-ром обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась И. В., и он провел там последние 5 лет жизни (Ibid. 43). Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре св. Илариона близ Газы. И. В. предсказал ему избрание архиепископом Кипрским (Vita S. Epiphanii. 33 // PG. 41. Col. 66). Перед смертью И. В. распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти И. В. Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увез тело И. В. в Палестину, в мон-рь св. Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса (Hieron. Vita Hilar. 47).
Почитание
Киприоты отождествляют место подвигов И. В. с пещерой на вершине скалы близ дер. Эпископи к северо-востоку от Пафоса. Рядом находится небольшая совр. ц. во имя И. В., а под скалой - развалины средневек. церкви во имя этого святого (построенной на фундаменте византийской), разрушенной землетрясением 1953 г. В кон. XII в. прп. Неофитом Затворником было написано Похвальное слово святому (BHG, N 756), свидетельствующее о почитании И. В. на Кипре, и в особенности в окрестностях Пафоса.
Ок. 570 г. анонимный паломник из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) упоминал о гробнице И. В. близ Газы.
Согласно преданию, зафиксированному в XVII в., мощи И. В. и его учеников Агафона и Пиамуна (Пимена) были перенесены 2 монахами из Палестины во Францию по повелению имп. Карла Великого. Святыня была помещена в приорате Дюравель, основанном в качестве дочерней обители аббатства Муасак (Vidal J., de. Traicté des reliques et vies des saincts Hilarion, Agaton et Piamon abbés et anachorètes d'Orient, contenant l'histoire de leurs hauts-faits et les oeuvres de la translation de leurs reliques en France dans la ville de Duravel en Quercy. Cahors, 1664). В 1854 г. предание о перенесении мощей И. В. было исследовано болландистом В. Де Буком (ActaSS. Oct. T. 9. P. 37-40), к-рый пришел к выводу, что оно не может быть подтверждено данными источников. Тем не менее Де Бук склонялся к признанию подлинности мощей, хранившихся в Дюравеле, отметив факт привоза нек-рых реликвий с Востока в годы правления Карла Великого. Исследователь указал на упоминание о мощах И. В. в перечне реликвий мон-ря Муасак, к-рый он датировал XII в. Согласно этому источнику, святыня была подарена мон-рю «королем Карлом». Об особом почитании И. В. и его учеников в Муасаке свидетельствует наличие его памяти в монастырских литургических книгах (в более поздних бревиариях память И. В. указана в категории duplex). Память святого была внесена в литургические книги еп-ства Каор, на территории к-рого находился приорат Дюравель. В 1518 г. в сел. Дюравель действовало братство св. Илариона.
Предание о том, что святыня была подарена монастырю Муасак Карлом Великим, скорее всего является недостоверным. Приорат Дюравель был основан аббатом Дурандом лишь в 1055 г., сведения о почитании И. В. в Муасаке до XII в. отсутствуют, в т. ч. в каролингской «Муасакской хронике», охватывающей период до 818 г. (MGH. SS. T. 1. P. 280-313). Предание о мощах И. В. сходно с легендой о перенесении в Муасак мощей св. Киприана Карфагенского и Сциллийских мучеников. Согласно этой легенде, записанной в «Муасакской хронике» аббата Эмери де Пейрака (1377-1406), мощи святых были подарены Карлу Великому халифом Харуном ар-Рашидом и тот поместил их в Лионе. Во время нашествия варваров мощи были перенесены в сел. Сен-Сиприен (совр. деп. Ло), где ок. 1076 г. был основан приорат Муасака. Узнав о наличии там святыни, аббат Рогерий торжественно перенес мощи в Муасак (1122). Действительное происхождение мощей, хранившихся в Сен-Сиприене, остается неизвестным. Блж. Ален де Сольминиак, еп. Каорский (1637-1659), высказывая сомнение в их подлинности, писал лионскому духовенству: «Среди многочисленных злоупотреблений, обнаруженных мною во время первого посещения своего диоцеза, есть одно, характерное для всех - почти в каждой церкви имеются мощи, либо подложные, либо не имеющие никакого свидетельства об их подлинности» (Albe. 1911. P. 727). В 1660 г. еп. Николя де Севен велел произвести каноническое освидетельствование мощей, хранившихся в Дюравеле. Согласно акту освидетельствования, мощи покоились в каменном саркофаге, установленном за главным алтарем церкви. В храме находились витражи с изображением И. В., Агафона и Пиамуна. Доказательства подлинности мощей не были обнаружены, что привело к временному запрету их почитания.
В сел. Дюравель сохранилась церковь бывш. приората, сооруженная в XI-XII вв. на месте более раннего храма св. Стефана. От ранней церкви сохранилась 3-нефная крипта VIII-IX вв., перестроенная в XI в. Наличие крипты позволяет предположить, что в эпоху Каролингов в Дюравеле находились некие святыни. Возможно, это были мощи святых, идентифицированные после основания приората как мощи И. В., Агафона и Пиамуна. Тогда же возникла легенда об их перенесении по повелению Карла Великого. В наст. время мощи 3 святых хранятся в каменном саркофаге, частицы мощей - в 3 деревянных бюстах-реликвариях XVIII в. Раз в 5 лет совершается процессия с реликвариями и поклонение мощам.
Рука И. В. хранилась в Венеции, в мон-ре Сан-Джорджо Маджоре. Святыня была привезена с о-ва Кипр консулом Н. Микьели, к-рый в 1518 г. получил ее в подарок от настоятеля мон-ря св. Илариона и затем передал жен. мон-рю св. Екатерины в Венеции. В 1548 г. мощи были перенесены в Сан-Джорджо Маджоре.
Частицы мощей хранятся в ц. вмч. Мины в Ираклио (Крит), в мон-рях Киккском (Кипр), Пресв. Богородицы Прусиотиссы (Эвритания, Греция), свт. Николая Чудотворца Калтезон (Καλτεζῶν) (Аркадия, Греция), Кехровуниу (о-в Тинос, Греция), Благовещения, или Кипуреон (Κηπουραίων) (Кефалиния, Греция) (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 192).
Гимнография
Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 72-74) 21 окт.; указаны тропарь 2-го гласа Τοῦ ὁσίου σου, Κύριε̇ (Преподобного Твоего, Господи...), прокимен из Пс 115, Апостол - 2 Кор 9. 6-11 или Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий из Пс 96, Евангелие - Лк 6. 17-23, причастен из Пс 32.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 290), 21 окт. последование И. В. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла стихир-подобнов И. В., на стиховне к стихирам Октоиха добавляется самогласен И. В., указан отпустительный тропарь И. В. 8-го гласа утреня совершается с «Бог Господь», поются 2 канона: Октоиха и И. В. (тропари последнего - дважды), указаны седален и кондак И. В., на стиховне утрени к стихирам Октоиха прибавляется стихира И. В. из числа подобнов; на литургии назначаются те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., за исключением причастна и без иного Апостола. В др. важных редакциях Студийского устава - Евергетидском 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297-298), Мессинском 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 41-42) и Георгия Мтацминдели сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) Типиконах - 21 окт. последование И. В. также соединяется со службой Октоиха и содержит те же гимнографические элементы, хотя число и распределение стихир изменяются. На литургии могут назначаться иные прокимны, аллилуиарии, причастны, в Евергетидском Типиконе содержится иной Апостол - Гал 5. 22 - 6. 2, Евангелие во всех редакциях - Лк 6. 17-23.
В одной из ранних рукописных редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 178),- 21 окт. указаны для совершения службы И. В. на вечерне и литургии: отпустительный тропарь И. В. 1-го гласа Τῆς ἔρημου πολίτης̇ (Пустыни гражданин...); чтения на литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе.
В первопечатном греч. (Венеция, 1545) и московском (М., 1610) Типиконах 21 окт. шестеричная служба И. В. соединяется с последованием Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. В. исполняются на 6, славник на стиховне - самогласен И. В., указан отпустительный тропарь И. В. (тот же, что и в Типиконах студийской традиции); утреня совершается с «Бог Господь», поются 2 канона Октоиха и канон И. В. (на 6), в греч. богослужебных книгах И. В. назначаются стихиры на хвалитех, славник на стиховне утрени - самогласен И. В. Такой устав службы сохраняется в богослужебных книгах до настоящего времени.
Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ταῖς τῶν δακρύων σου ῥοαῖς̇ ( ); кондак 3-го гласа ῾Ως φωστῆρα ἄδυτον̇ ( ) с икосом; канон авторства Феофана, 2-го гласа, с акростихом Τὸ φαιδρὸν ὑμνῶ, παμμάκαρ, σῶν θαυμάτων (Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес), ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ ( ), нач.: Τὸν φωσφόρον κα φωτοειδῆ ( ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее помещен только 1 цикл), неск. самогласнов, седален, светилен.
По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (начало канона не сохр., текст известен, начиная с 3-й песни; см.: AHG. T. 2. P. 254-260), канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, с акростихом ῾Ιλαρίωνος τὸ σεπτὸν κῦδος τῶν μοναζόντων στέψωμεν ἡ πληθύς (Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество), ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ ( ), нач.: Λάμψον μοι οὐρανόθεν, Χριστέ, τὸ θεῖόν σου φῶς (Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет) (Ταμεῖον. Σ. 62-63); кондак ῾Ιερῶς ἀπό βρέφους̇ (Священно с младенчества...) (Амфилохий. Кондакарий. С. 83 (отд. паг.)); дополнительные икосы (Там же. С. 165); седален (AHG. T. 2. P. 255).
Иконография
И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. № 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»».
Одно из наиболее ранних изображений И. В. сохранилось в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 128, 976-1025 гг.). На миниатюре он представлен в рост, в монашеских одеждах, молящимся в пустыне. Образ И. В. под 21 окт. входит в состав святых в минейных циклах рукописных минологиев (ГИМ. Син. гр. 175. Fol. 149r, XI в.; Vat. gr. 1156. Fol. 262r, 3-я четв. XI в.; Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.; греко-грузинская рукопись (т. н. Афонская книга образцов) - РНБ. O.I.58. Л. 96 об. XV в.), настенных миней (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Вознесения в Дечанах, Сербия, 1348-1350), иконных (Синайский гексаптих, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; нач. XIX в., УКМ) и гравированных (гравер Г. П. Тепчегорский, 1722, ГЛМ, РГБ; гравер И. К. Любецкий, 1730, РГБ) святцев.
С XI в. И. В. достаточно часто изображается среди преподобных в храмовой декорации. В зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), он представлен в рост. В ряду святых монахов И. В. изображен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); во фресках ц. Панагии Асину (Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), в алтаре «Енклистры» мон-ря прп. Неофита близ Пафоса (1183) - с крестом и раскрытым свитком и в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) на Кипре - с крестом и свитком в руках; в росписи 1-го слоя трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (1176-1180); в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (ок. 1228); в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); в наосе кафоликона Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, Греция (1552); на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.),- с Евангелием в руках, что нетипично для иконографии преподобных.
Литература
Ист.: BHG, N 751-756n; BHO, N 380-382; BHL, N 3880; PL. 23. Сol. 29-64; PG. 65. Col. 164, 241; ActaSS. Oct. T. 9. P. 43-59; Rossi F. Vita di St. Ilarione e Martirio di St. Ignazio vescovo d'Antiocha: Transcritti e tradotti dai Papiri Copti del Museo di Torino // Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Torino, 1888. Ser. 2. Pt. 38. P. 7-52, 75-94; Житие прп. отца нашего Иллариона Великого / Пер.: И. Помяловский // Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 4; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 5. Σ. 82-136; Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. P. 192-193; Т. 3. P. 12-13.
Лит.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 16-43; Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в. // ППС. 1896. Т. 15. Вып. 2(44). С. 4-23; Nau F. St. Jérôme hagiographe // ROC. 1900. Vol. 5. P. 654-659; Winter P. Der literarische Character der «Vita beati Hilarionis des Hieronymus». Zittau, 1904; Labriolle P., de. Vie de Paul de Thèbes et vie d'Hilarion. P., 1907; Strout R. F. The Greek Versions of Jerome's Vita Sancti Hilarionis // Studies in the Text Traditions of St. Jerome's Vitae Patrum / Ed. W. A. Oldfather et al. Urbana, 1943. P. 312-332; Gordini G. D. Ilarione // BiblSS. Vol. 7. Col. 731-733; Camelot P.-Th. Hilarion de Gaza // DHGE. T. 24. Col. 471-472.
Ист.: Antonini Placentini Itinerarium // Itinera Hierosolymitana saeculi IIII-VIII / Ed. P. Geyer. Vindobonae, 1898. P. 180. (CSEL; 39); Albe E. Les reliques de St. Cyprien: Deux lettres inédites du vénérable Alain de Solminihac, évêque de Cahors (1637-1659) // Revue d'histoire de l'Église de France. 1911. Vol. 2. P. 725-727.
Лит.: Corner F. Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello. Padova, 1758. P. 483; Marion J. L'abbaye de Moissac: Notes d'un voyage archéologique dans le sud-ouest de la France // Bibl. de l'École des Chartes. P., 1850. Vol. 11. P. 89-147; Deloncle Ch. Mémoire sur le bourg de Duravel // Congrès archéologique de France. 32e session. Séances générales tenues à Montauban, Cahors et Guéret en 1865. P., 1866. P. 564-579; Roumejoux A., de. Notice sur l'église de Duravel (Lot) // Ibid. P. 580-585; [Joubert.] Les corps saints de Duravel au diocèse de Cahors. P., 1895; Besse J.-M. Provinces ecclésiastiques d'Albi, de Narbonne et de Toulouse. Ligugé; P., 1911. P. 34. (Abbayes et prieurés de l'ancienne France. T. 4); Rey R. L'église romane de Duravel. Dinan, 1917; Bévenot M. St. Cyprian and Moissac: A 13th-Century Sequence // Traditio. 1963. Vol. 19. P. 147-166; Dufour J. La bibliothèque et le scriptorium de Moissac. Gen.; P., 1972. P. 6-7, 32.
Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 53; Mango C., Hawkins E. The Hermitage of Saint Neophytos and its Wall Painting // DOP. 1966. Vol. 20. P. 119-206. Abb. 80; Tomeković S. Les saints ermites et moines dans le décor du narthex de Mileševa // «Mileševa u istoriji srpskog naroda: Međunarodni naučni skup» (Beograd, 1985): Zb. radova. Beograd, 1987. P. 51-67; idem. Ermitage de Paphos: Décors peints pour Néophyte le Reclus // Les saints et leur sanctuaire à Byzance: Textes: Images et monuments. P., 1993. P. 151-171. P. 158. Fig. 19; Kominis A. D. Patmos: Treasure of the Monastery. Athens, 1988. Pl. 29; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. Кат. 140. С. 64; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. М., 2004. Кат. 33.2; 35.2.