Православная энциклопедия: Акакий Мелитинский
Содержание
Акакий (ок. 370 - ок. 438), прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.), еп. Мелитинский. Род. в благочестивой семье, воспитывался св. Отрием, еп. Мелитинским. Согласно житию ученика А. прп. Евфимия Великого, уже в 390 г. А. был чтецом и славился большими знаниями; после кончины своего наставника А. занял его кафедру. Когда возникла ересь Нестория, А. выступил одним из первых ее обличителей. Перед открытием Всел. III Собора в Эфесе (431) вступил в диспут с Несторием, а на Соборе стал одним из главных его обвинителей. После Собора вел переписку со св. Кириллом Александрийским по поводу примирения с сир. епископами. А. пользовался огромным авторитетом среди армян; Мелитинский Собор (458) почтительно именует его «отцом и учителем». Еще при жизни А. прославился чудесами: он прекратил засуху и наводнение, остановил падение разрушавшегося церковного свода, по его молитве в пустыне появился источник. Память А. иногда смешивается с памятью Акакия, исп. Мелитинского (III в.).
Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского.
Гимнография
Память А. в визант. Месяцесловах, содержащихся в Типиконах, Минеях и др. литургических книгах, не имеет четко фиксированной даты, однако наибольшее количество источников помещают ее под 17 или 18 апр. В Мессинском Типиконе (1131) указано совершение службы А. с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 146). По принятому в наст. время в РПЦ Уставу, как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова). По греч. рукописям (напр., Grypt. Δ. α. XVII. Fol. 176-181. XI в.; Vat. gr. 2008. Fol. 150v - 151v. 1102 г.) известна служба А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Иосифа Песнописца († 886) с акростихом «Πηγὴν σὲ πολλῶν θαυμάτων σέβω μάκαρ. ̓Ιωσήφ» (Тебя, источник многих чудес, почитаю, блаженный. Иосиф).
Иконография
Изображается как старец в святительском облачении с Евангелием в руках: на миниатюре минология Служебного Евангелия (Vat. Gr. 1156. Fol. 306v, 3-я четв. XI в.); в Минологиях (ГИМ. Греч. № 183. Л. 266. Нач. XI в.- под 31 марта, в день памяти Акакия, исп.; Bodl. F. 1. Fol. 33v, 1327-1340 гг.) - везде в рост. В настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- поясное изображение; на фреске ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг.,- в рост. На рус. минейной иконе на апрель, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен как преподобный, в мантии и схиме, с кукулем на плечах.
Литература
Соч.: PG. 77. Col. 1467-1472 [Беседа против Нестория; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 477-479]; PG. 84. Col. 693, 838; 77. Col. 181, 201, 337 [переписка с Кириллом Александрийским]; ArchOC. 1948. Vol. 1. P. 393-412 [письмо к Армянской Церкви].
Ист.: BHG, N 2008; AHG. Vol. 8. P. 200-209, 416-418; Феодорит. Церк. ист. I 4; ЖСв. Апрель. С. 250-255.
Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. C. 214, 227-228, 232, 322; Филарет (Гумилевский). Учение. С. 90; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 111-112, 114; Т. 3. С. 144-145; ActaCO. T. 1/1, 4. S. 20-31, 118; I/2. S. 90-92; DHGE. T. 1. Col. 242-243; BiblSS. Vol. 1. P. 141, 143-144.
Иконогр.: Kaster G. S. // LCI. Bd. 5. Sp. 16; Миjовић. Менолог. С. 366, 386.