Древлебиблиотека / Библиотека / Православная энциклопедия: Аэтий

Православная энциклопедия: Аэтий

Аэтий [Греч. ̓Αέτιος] (ум. ок. 370), еретик IV в. Представитель строгого арианства, основатель ереси аномеев. Сведения о его жизни приводятся Филосторгием (Hist. eccl. III 15-20) и Сократом Схоластиком (Hist. eccl. II 35).

А. был родом из Келеcирии (по Филосторгию) или из Антиохии (по Сократу Схоластику). Он добывал себе средства на жизнь в качестве золотых дел мастера, затем врача. В зрелом возрасте приступил к изучению риторики, философии и богословия. В целях самообразования А. объехал мн. города Сирии, посетил Египет. В Антиохии был посвящен в диакона арианином Леонтием, еп. Антиохийским (Socr. Schol. Hist. eccl. II 35; Philost. Hist. eccl. III 17). В дальнейшем под давлением Флавиана Антиохийского и Диодора, еп. Тарсского, Леонтий запретил А. священнодействовать. А. был близок с цезарем Галлом, что, по-видимому, послужило причиной его изгнания из Антиохии после казни Галла в 354 г. В 356 г. в Александрии А. начинает проповедовать аномейство; его учеником становится Евномий. В Антиохию А. вернулся, когда после смерти Леонтия Антиохийскую кафедру занял арианин Евдоксий, к-рый сделал попытку восстановить А. в диаконском сане (Болотов. С. 71, 74). А. не изменял строгому арианству, поэтому отказался принять рукоположение во епископа от арианина еп. Секунда Птолемаидского вследствие общения того с никейцами (Philost. Hist. eccl. III 19). После Анкирского Собора 358 г., анафематствовавшего аномеев, А. был отправлен в ссылку в Пепузу (Ibid. IV 8), но вскоре ему и др. аномеям позволено было возвратиться. Вторично был осужден после Аримино-Селевкийского Cобора, когда к имп. Констанцию II для выработки единой вероисповедной формулы прибыли делегаты 2 противоборствующих партий вост. епископов, присутствовавших на Селевкийском Соборе: омиусиан (сторонников подобосущия Сына Отцу) и омиев (сторонников подобия, но не по существу). Омиусиане, чтобы привлечь на свою сторону императора, отрицательно относящегося к аномеям, представили ему исповедание веры Евдоксия, в к-ром ясно говорилось о неподобии Сына Отцу. Евдоксий сослался на то, что автором текста является А., и был вынужден произнести анафему на аномейскую доктрину. А. был вызван Констанцием и признался в авторстве. После подтверждения осуждения на К-польском Соборе 360 г. был отправлен императором в ссылку во Фригию, откуда возвращен имп. Юлианом Отступником (Sozom. Hist. eccl. V 5). В 362 г. состоялся Антиохийский Собор, на к-ром сторонники арианского еп. Евзоия Антиохийского сняли обвинения с А.

Из жизнеописания Филосторгия можно сделать вывод, что богословские взгляды А. унаследовал от лукианистов - Павлина, еп. Тирского, еп. Леонтия Антиохийского, Афанасия, еп. Аназарбского, и Антония Тарсского. Неглубокий мыслитель, но тонкий софист, А. смотрел на христ. учение как на философский материал для диалектических упражнений, не связывал с ним никаких религ. переживаний и хотел достигнуть в догматике одной только ясности и определенности. Свт. Афанасий I Великий говорил о нем: «Аэтий, прозванный безбожником» (De synod. 6). Так, учение о Боге он стремился излагать при помощи геометрических фигур: «С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составить определения о Боге посредством геометрии и фигур» (Epiph. Adv. haer. 76. 2). А. также принадлежит известная фраза, к-рую любили повторять его ученики: «Я так хорошо знаю Бога, как не знаю самого себя» (ὥστε μὴ εἰδέναι ἐμαυτὸν μᾶλλον ὡς θεὸν ἐπίσταμαι - Ibid. 76. 4). Епифаний Кипрский приводит 37 силлогизмов А. о «рожденном и нерожденном Боге» (Ibid. 76. 11), а также говорит о 300 составленных им догматических положениях (Ibid. 76. 13).

А. мог оказаться опасным распространителем аномейства, если бы намеренно искал себе последователей. Но он довольствовался тем, что одерживал победу на диспутах с такими сильными умами, как Василий, еп. Анкирский, или Евстафий, еп. Севастийский (Philost. Hist. eccl. III 16), и в серьезную борьбу за свои воззрения не вступал.

Свящ. Владимир Шмалий

Литература

Лит.: Спасский А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 352-355, 361-363, 408-409; Quasten. Patrology. T. 3. P. 136; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 583; idem. Aetius of Antioch // EEC. Vol. 1. P. 13; Kopecek T. A. A History of Neo-Arianism. Camb., 1979; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 71-74, 80.

Источник: http://www.pravenc.ru/
Содержание
None