О таинственных трех-с-половиною годах царства антихриста
(Ответное послание Л. Ф. Пичугина)
Вместо предисловия
Великия мировыя события никогда не бывают делами случая, но всегда совершаются путем судеб, указанных Самим Богом.
Всемирный потоп был делом мщения Божия за разврат и конечное безверие людей. Вавилонское столпотворение, как явный признак человеческой гордости, так же не осталось без наказания.
Египет, поработивший верующий еврейский народ на четыреста лет, запечатлел собою славную историю исхода израильтян в землю обетованную.
Мировое могущество ассириан выдвинуло из себя царя-деспота, для восполнения таин, свыше предначертанных.
Навуходоносор пленил иудеев на семьдесят лет; разорил город завета и разрушил великий храм, где приносились ежедневно жертвы Богу небесному.
Этим кратким обзором, мы не только что напоминаем историю прошедших времен но подтверждаем великую мировую тайну, о которой говорил архангел Гавриил пророку Даниилу, в лице Навуходоносора, царя халдеев.
Навуходоносор выставил золотое тело (истукана) на низком злачном месте, для поклонения всех народов, которыми он обладал. Этой статуе не было имя, но было число размера: вышина 60 локтей, а ширина 6. Пусть никто не подумает, что это простая случайность, дело фантазии, — нет, в этом теле заключается глубокая тайна. Прежде всего — золото для приманки людей; через золото, ведь, делается многое, вопреки самой воли человека. Как и доказано было на деле: поклонялись люди, под обаянием стройнаго хора музыкальных инструментов, но сами не знали кому кланяются, потому, что имя идолу не было, было лишь только число локтей: 60 и 6.
Этот истукан был прообразом антихриста, а мера его, число печати антихриста. Это мы не от себя придумали сказать, а научившись от Божественнаго Писания. Ириней, епископ Лионский, Духом Святым умудренный, тайну сию объясняет: "И кстати его (антихриста) имя будет иметь число 666, потому, что он возстановляет в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельскаго отступничества".
Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить возстание земли за нечестивое поколение бывшее во время Ноя. И он, антихрист, возстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных. Ибо воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину 6 локтей, и из-за него Анания, Азария и Мисаил, не поклонившиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая имеющее быть в конце сожигание праведных. — Итак 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за котораго праведные были брошены в горящую печь, означают число имени того, в ком возстановляется все шести-тысячелетнее отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный. (Ир. Лион. гл. 30, книга 5, стр. 661—662).
Так и в последнее время поклоняются люди, которых имена не записаны в книге животной. (Апок. гл. 13, стр. 8, в толков.), прелести, обману, замаскированному блестящей наружностью, лжепророчеству и конечному нечестию, как это аллегорически сочетал в одно целое великий Ириней.
Глубиною судеб, верующий Израиль, работал Египту четыреста лет, по предсказанию Божию к Аврааму (Бытие, гл. 15), и был изведен из плена, чрез посредство Моисея, Самим Богом.
Идя путем великих Божиих тайн, верующий Израиль снова был порабощен Навуходоносором, царем вавилонским, на семьдесят лет. (Иеремия, гл. 29). Были и тогда люди, как и ныне, которые ложью своего учения проповедывали мир Израилю. Но Господь сказал: "Яко тако рече Господь: да не препирают вас лжии пророцы, иже в вас, да не препирают вас волсви ваши. И не послушайте снов своих, яже вы видите. Яко неправедне тии прорицают в имя Мое. Аз не желах их. Яко тако рече Господь: егда будет скончати Вавилону 70 лет, посещу вас и уставлю словеса Моя на вас, яко же возвратити люди своя на се место". (Иерем. гл. 29).
Здесь решается семидесятилетний плен иудеев и возвещается новая тайна будущаго мира.
Архангел Гавриил научает пророка Даниила об этом: "Размысли, говорит, в словеси, и разумей в явлении. 70 седьмин сократишася о людях твоих и о граде твоем святем, дондеже обетшает согрешение, и скончается грех, и знаменаются греси, и очистятся неправды и преведется правда вечная, и знаменается видение пророк и помажется Святый Святых". (Даниил гл. 9). Все это говорилось архангелом об иудейском народе, о возстановлении города завета, о конечном падении иудеев, о престатии пророчества в иудеях и о приходе Вечныя Правды-Христа. (Маргарит, слов. 3 на Иудея).
В дальнейшем архангел говорит Даниилу: "И увеси и уразумееши, от исхода словесе, яко отвещати и яко соградити Иеросалим, до Христа старейшины, седмин семь, и седмин 60 и 2. И возвратится и соградятся стогна, и забрала, и истощатся лета. И по седминах 60 и 2 потребится помазание и суд. Град же и святое разсыплются с старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе, и до конца рати скращенне". (Дан. гл. 9).
Все это говорится об иудейском народе, что он возвратится в свою землю, создаст снова город, а между тем исполнится время лет 62 седмины и 7 первыя; город снова разорится, помазания уже не будет, так же и собственнаго суда в нем. Так это и случилось: город был взят римскими войсками, которыми предводительствовал Тит и сын его Евспесиан. Храм разорен и сожжен, святое жертвоприношение более не возносилось, суд был в руках римлян. иудеи более не возвратятся в город завета, церкви не построят и жертвенник их больше не будет воскуряться огнем, данным с небес на Синае.
Сим предсказанием, великаго Божия архистратига Гавриила кончается устроение иудейское.
Но смотрите, что говорит о будущем архангел* [*)По Острожскому переводу, 1581 г.]: "И разблажит завет мнозем седмина едина; пол же седмины и ставит требники и требу и крилу от потребления и до скончания и потщания вчинит на погибель": "вот будет, говорит архангел, еще одна седмина, последняя, седмина эта поступит в след 69-й седмине, она разблажит, то есть, утвердит, новый завет, ибо ветхий пришел в обетшание, она подтвердит своим существованием новыя глубокия тайны". Именно: "в пол-же седмины отымется треба, и возлияние на святый храм. Омерзение и опустение и до скончания году, скончание дастся на опустение". (Даниил гл. 9).
Седмина разделяется на двое. Первую половину занимает концем Иудейское царство и церковь; вторую половину занимает ново благодатная Церковь. Являемая "мерзость запустения", а это и есть антихрист. Но это не наше истолкование, а Святых Отцов. Ипполит, папа римский объясняет это пророчество в следующем порядке: "Когда исполнится шестьдесят две седьмины, и приидет Христос, и проповедается евангелие всему миру и истощатся лета, тогда останется одна, последняя седмина, во время которой придут Илия и Енох, в средине-же появится "мерзость запустения" — антихрист, и возвестит миру запустение. И тогда жертва и возлияние, которыя теперь приносятся Богу на всяком месте и всеми народами, отымутся** [**)Творение св. Ипполита толков. на пр. Дан. стр. 146.]. "Что подлинно что мерзость запустения есть антихрист, говорит тот-же св. отец "Господь назвал его (антихриста) мерзостью запустения". (стр. 160).
Итак, мерзость запустения есть антихрист, который сядет в Церкви Божии (2-е, солун. зач. 275). Пусть никто не думает, что антихрист будет сидеть в одной церкви, как говорит св. Златоуст, что в Иеросалиме, но он сядет "и в церквах". (Беседы Апост. стр. 2334). И всему этому предписано случится в области таинственной семидесятой седмины Даниила пророка (гл. 9). И это мы не от себя толкуем, но научившись от богодухновенных писаний, сказуем.
Истолкователь сокровенных писаний пророка Даниила, св. Ипполит, папа римский, тайно, духовно поучает нас знать. Он говорит: "Здесь указывается седмина разделенная на две половины потому что в продолжении трех с половиною лет будут проповедывать эти два свидетеля (Енох и Илия), а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошать весь мир антихрист" (толков. на пр. Даниила стр. 161). Теперь пусть не обвиняют нас в том, что мы 70-ю седмину приемлем в духовном смысле. Смотрите глубокую тайну в истолковании св. отца, он говорит: в первые три с половиною года будут, проповедывать пророки Енох и Илия, а потом во вторую пол седмину антихрист будет вести брань уже не с Енохом и Илиею, но "со святыми". Под словом "Святые", это верные христиане. И здесь мы не дадим повода нашим противникам обвинять нас, что мы "святыми" назвали истинных христиан, этому мы так же научились от божественнаго писания. Св. Иоанн Златоуст так истолковал: "Святи, рече, суть вси, елицы веру праву с житием имут: аще и знамений не творят, аще и бесов не изгоняют святи суть". (Беседы Апостольския, стр. 2491).
Еще смотрите глубокую тайну Божию лежащую в Писании, области семидесятой седмины. В Апокалипсисе главе 11, стихе 7 тайнословится: "Зверь, иже исходит из бездны сотворит с нима брань, и победит я и убиет я". Здесь буквально говорится что зверь-антихрист победит Еноха и Илию и убьет их, а самаго антихриста "Господь Ісус убиет духом уст Своих". (2-е солуняном зач. 275). Кажется по букве достаточно.
Нет, нет, человек! Еще есть тайна, что по убиении антихриста Илия будет жив и будет до конца проповедывать. Пророк Даниил говорит: "Блажен терпяй и достигнувый до дней, тысящи трех сот тридесяти пяти". Феодорит: "Ангел дает разуметь, и объявляет, что после того, как антихрист поражен будет от Бога, великий Илия будет проповедывать остальные сорок пять дней". (Его твор. ч. 4, стр. 206). Это современная пятьдесятница концем своих дней она соприкоснется нескончаемым дням торжествующей полной Пятьдесятницы будущей вечной жизни.
Блажен, кто перетерпит все здесь, будет внимателен к самому себе, таковой не попадет в сети антихриста, ибо великий Илия поможет ему. "Имеяи уши слышати, да слышит", сказал Христос. (Матф. зач. 40).
Где сказано в Писании, что вторая полъседмина Даниила пророка (глава 9) будет иметь неопределенное число лет?
В седьмой части толкования блаженнаго Феодорита на пророка Даниила сказано: "Следующия за сим слова: "даже до времени и времен полувремене" присовокупляются к утешению верных. Время здесь полагается не за известные месяцы и дни, ниже за три года с половиною, как некоторые толкуют, но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт". (Часть 2, лист 120 обор).
Этим ясным толкованием высокотаинственнаго Писания пророка Даниила я бы мог и ограничиться, но зная грубое упорство жидовствующих буквалистов, принимающих вторую половину пол-седмины Данииловой за три с половиной года буквально и, все еще ожидающих прихода зверя-антихриста с десятью рогами, — постараюсь представить здесь благосклонному читателю те свидетельства священнаго Писания и святых отец, которыя подтверждают мой ответ, и особенно остановлюсь на том, что пророческое Писание нужно понимать духовно, ибо устами пророков говорил Дух Святый. (Никон Черногорец, слово 2-е).
В Божественной книге пророка Даниила по древнейшему печатному славянскому переводу в 9 главе читаем:
"И разблажит завет мнозем седмина едина, в пол же седмины отъимется треба и возлияние на святый храм". (Библия Острожской печати 1581 года*[*) В новых переводах сказано: "Утвердит завет мнозем седмина едина".].
Толкование святых отцев церкви на это пророчество Даниила.
I.
Во второй части седьмой книги толкований блаженнаго Феодорита на пророка Даниила на листе 211-м, на обороте читаем:
"За сим следует: яко во время и во времена их, до пол-времене. Сии слова означают не три токмо года с половиною, как некоторые мнят, но время полагается вместо продолжительнаго времени течения, а времена — вместо продолжительнейшаго, пол же времени — вместо конца или совершеннаго истечения времени".
Отсюда видно, что вторая пол-седмина Даниилова не приемлется св. Писанием просто "за три года с половиною", как это делают современные буквалисты, но представляется мировой тайной течения времен, положенной Богом.
Великий Божий слуга архангел Гавриил сказал Даниилу:
"И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение". (Дан., гл. 9).
Толкование: "Сего то ради ангел Господень глаголет, яко Христос утвердит завет со многими. Ибо мы ведаем, что чрез Евангелие даже и от последних концев земли в завет сей приняты не токмо верные иудеи, но и язычники, дабы все вообще соделались сынами Божиими. Но что являет седмина едина: то, что она была предоставлена до времени пришествия Мессии для спасения верующих. В сие бо время утвердит Господь завет со многими. Далее глаголет: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние. Сие относить должно ко времени Воскресения Христова". (Блаж. Феодорита толков. на пророка Даниила. Кн. 7, ч. 2, лис. 162).
Следовательно, семидесятая седмина Даниилова прямо и всецело относятся ко времени Христа, а не к будущему, как некоторые думают, разделяя ее на две равныя части, по три с половиною года. Так буквально понимать вторую пол-седмину Даниилову, в три года с половиною, недостойно читающему пророческия книги, где положена глубина тайн.
Святый епископ Мефодий Патарский об этой таинственной пол-седмине говорит так: "А тысяча двести шестьдесят дней, (три с пол. года) в течение которых мы, девы, находимся здесь, есть такое точное и превосходное ведение об Отце и Сыне и Духе, которым радуется и веселится Мать наша, возрастая в это время до явления новых веков, когда она в небесном собрании будет не посредством знания прозирать, но ясно созерцать "сущее", пребывая со Христом". (Его книга, гл. 2, стр. 74).
Святый Мефодий говорит, что в течение этих 1260 дней мы находимся здесь, то есть на земле. Если святый учитель Церкви говорил об этом, как событии исполняющемся, еще в третьем веке, то как же ожидать его наступления, живя в двадцатом веке? Ведь это значит открыто мудрствовать с жидами, которые и по сие время бредят, что пророчества Исаии, Даниила и Малахии еще не исполнились!
Время семидесятой седмины пророка Даниила давно началось и близится к концу — по Писанию.
Другой толкователь пророческих учений, блаженный Иероним Стридонский объясняет это место пророка Даниила в том смысле что в царствование Ирода в Иудее и Августа в Риме родился Христос, который в течение трех лет и шести месяцев, по евангелисту Иоанну, проповедывал Евангелие и утвердил для многих служение истинному Богу, конечно, вместе с апостолами и верующими; после же страдания Господня, опять в половину седмины прекратилась жертва и приношение. (Его творен., ч. 12, стр. 88).
Следовательно, последняя седмина Даниилова началась вслед за шестидесятью девятью седмицами при Августе, римском кесаре, и при Ироде, иудейском царе.
Блаженный Иероним в толковании на 9 главу пророка Даниила о седминах пишет: "Когда же истекут после сего четыреста тридцать четыре года, то есть шестьдесят две седмины, тогда Илиею, который придет по слову Господа Спасителя (Лук., гл. 1), чтобы возвратить сердца отцов детям в последнюю седмину будут обстроены Иеросалим и храм в три с половиною года, и придет антихрист, по апостолу (2 сол., гл. 2) сядет в храме Божием, но после борьбы против всех святых будет убит духом Господа Спасителя; и будет так, что средина предвозвестит прекращение жертв, при антихристе, который установит мерзость, то есть идола и статую собственнаго бога, будет крайнее опустение и осуждение народа иудейскаго, презревшаго истинну Христову и принявшаго ложь антихриста". (Твор. его, ч. 12, стр. 91).
Итак, истекут 62 седмины и придет Илия. Седмины эти уже давно истекли, потому что в конце их пришел Спаситель мира на землю. Илия пришел в образе Иоанна Крестителя для устроения сердец отцев к сынам, потому что он устроял сердца отцев на чада (читай об этом благовестие св. Луки Евангелиста, гл. 1). По шестидесяти двух седминах, настанет (ибо 7 седмин считают с начала и относятся к Антиоху) последняя седмина, — семидесятая. Седмина эта настала при Христе, как свидетельствует об этом блаженный Феодорит: "Какия будут приключения по шестидесяти двух седминах в седьми оных седминах, я уже прежде сказал, а теперь прилично сказать и о том, что в другой седмине будет. Ибо в сей новый завет дастся верующим и всякия силы исполнит их". (Ниже): "Сие же бысть во время жертвы, за весь мир принесенныя. Если же кто и время, познать желает, от Евангелиста Иоанна познает, что Господь по проповеди; бывшей около трех лет с половиною, и по утверждении святых своих учеников учением и чудесами, тогда на конец страсть претерпел; по кресте, и смерти, и воскресении, и на небеса вознесении и Святаго Духа сошествии, прочее седмины время святые Апостолы, во Иеросалиме проповедуя и чудеса творя, и многия тысящи людей к евангельскому учению приводя, новый завет предавали, и к приятию святаго крещения предуготовляли". (Блаж. Феодор., толков. на 12 прор., ч. 7, лист 94-95).
"В сей 70 седмине, — говорит Феодорит — новый завет дастся верующим"; а это было при Христе, потому что Он дал новый завет — Евангелие. Если эта таинственная седмина наступила при Христе, то какую же еще ожидать седмину для пришествия антихриста и пророков?
Итак, ясно, что семидесятая седмина пророка Даниила получила начало от пришествия Христова на землю. Седмина эта разделилась на двое. Первая пол-седмина относится к устроению евангельской проповеди и обращению отцев, иудеев, на чада, св. апостолов, в лице Иоанна Крестителя; вторая прододжается до Христова второго пришествия.
"Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, той есть Илия, хотяи приити. Имеяй уши слышати, да слышит". (Матф. зач. 40).
Упорные буквалисты, возражая нам, обыкновенно приводят свидетельства святых отец Ипполита, Ефрема Сирина и Андрея Кессарийскаго о трех с половиною летах проповеди пророков Илии и Еноха и о трех с половиною годах царства антихриста во второй половине седмины. Разсмотрим эти свидетельства, не забывая самаго главнаго, что все новоблагодатное Писание положено в сокровенном духовном разуме.
Святый Андрей Кессарийский, толкователь Апокалилсиса, научает духовно понимать три с половиною года царства антихриста:
"Четыредесять же и два месяцы, значущии краткость лета, еже держати тайны новаго завета, даже до втораго Христова пришествия, непщеваша". (Ниже): "Попирати же ся святому граду, или новому Иеросалиму или кафоличестей церкви месяцей четыредесять и два от язык, мню, яко знаменуют в пришествии антихристове пол-четверти лета верным и искусным попираемым быти и гонимым". (Толк. на Апок. Андр. Кессар., стран. 104).
"Четыредесять и два месяцы" (три с половиною года), по таинственной силе святаго Писания, означают время тайнаго домостроительства Божия к человеческому роду, начавшагося от перваго пришествия и кончающагося вторым пришествием Христовым. Все это время заключено в таинственные сорок два месяца, не поддающиеся человеческому мерилу.
"Но идеже хощет Бог, побеждаются естества чинове".
Пора оставить убивающую букву, — "писмя бо убивает". (Коринф., зач. 173, — и дать подобающее место духу Писания: "дух бо животворит". (Апост., зач. 173), тогда откроется великая Божия тайна в своих трех с половиною летах в которых попирается святый град и кафолическая церковь от языков и антихриста, а это уже было, совершается в наше время и будет совершаться до Христова второго пришествия на землю.
II.
Божественное Писание повсюду научает нас обращаться с пророческим тайным Писанием не просто по земному, но глубоко-духовно и осторожно. Блаженный Иероним в толковании на пророка Даниила пишет: "Кто открыл Даниилу многообразныя истины, Тот, давая понять, что и сказанное Им сокровенно, повелевает сокрыть слова и запечатать книгу, чтобы многие читали ее, доискиваясь истиннаго смысла повествований, и, в следствие большой темноты, приходили к различным догадкам". (Ниже): "И в Апокалипсисе Иоанна была видима книга, запечатанная седмью печатями внутри и отвне. И так как никто не мог снять печати ея, то я, говорит Иоанн, много плакал. И дошел до меня голос, говорящий: "не плачися, се победил есть Лев, Иже Сый от колена Иудова, корень Давыдов, разгнути книгу и разрешити печати". (Откр 5,4-5). Раскрыть эту книгу может тот, кто знает тайны Писаний и понимает загадки и темныя, по причине великой таинственности, слова, и истолковывает притчи, и убивающую букву обращает в дух животворный". (Твор. блаж. Иерон. ч.12, стр. 135).
Чтоб исцелиться от жидовскаго недуга толкования пророческих Писаний по букве, послушайте назидания и обличения блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго: «Причиною же неведения многих, — говорит он, — поверхностное чтение Божественнаго Писания". (Его твор. ч. 1, стр. 49).
Все Божественное Писание, по научению Духа Святаго, написано в сокрытом разуме. Ведь как не кладут сокровища для сохранности на кровле, а сохраняют их в сокровенном месте, так и пророческое Писание, сребро разженное седмерицею, не полагается наверху буквы, и тайный смысл его не уяснится поверхностным чтением Писания.
Человек носит бренную, мертвую плоть, но она движется и живет благодаря обитающему в нем духу. Кагда же дух оставляет тело человека, тело делается мертвым, недвижимым. Так и буква Писания сама по себе без жизненной силы, заключенной, в ней, как в плоти, мертва, и мертва не сама по себе, но для тех, которые по причине непонимания разума, лежащаго в букве, умерщвляют Писание. Об этом говорит Василий Великий: "И потому, кто без изследования упорно будет останавливаться на голой букве, держась перваго представлявшагося ему смысла, тот, вдавшись в иудейския и бабии басни состареется в совершенной скудости достолепных понятий о Боге". (Творен. Вас. Вел., ч. 3, стр. 34).
Преподобный Иосиф Волокол. так же пишет: "Многа убо от Божественных Писаний аще не по писмени разумевают, но плоды духа истязовати со многим опасньством, сокровенныя в Божественных Писаниях: сего убо дух живит. Не разсуждая же сия, но по письмени разумеваяй: сего убо писмя умерщвляет. Того ради во многия ереси впадают". (Его книга, слово 11, страница 407).
Святый Ипполит, папа римский, слагая слово об антихристе, пророках и о семидесятой седмине, так подготовляет слушателей к духовному пониманию его слов.
"Нужно бо вам отверсти очеса сердец ваших и ушеса душ ваших, и прияти, еже хощу глаголати слово". (Соборн. больш., лис. 120 обор.).
Св. Ипполит требует для понимания Писания "очей сердец" и "ушей душ" человеческих, указывая этим, что все написанное нуждается в духовном понимании.
Преподобный Ефрем Сирин также говорит:
"Змий хотящий возмутити всю поднебесную, и вложити страх и пренемогание, и люто неверие в сердца человеком, и творити, знамение и чудеса и страхования, яко да возможет прельстити и избранныя, и уклонити в ложная знамения и чудеса провиденьми, бывающими от него (Слово 105). Св. отец говорит, что врагу человеческаго рода нужно вложить страх в надежду и слабость в упование, поразить сердце неверием и удивить ложными чудесами, т. е. говорит о явлениях глубоко-духовных.
Чем же можно избавиться от прелести антихриста верующему человеку? Только твердою и правою верою, — как говорит св. Ефрем: "Воистинну тогда тишиною Господь приступит к нам всем, отразити хотя от нас звериныя козни, да истинную веру Христову пречистую носяще, удобь отразим силу вражию и мысль прилежну и благоверие стяжем, и отступит немощный, немогий что сотворити нам". (Слов. 105).
Духовный разум святаго мужа ясен: — когда, говорит он, воцарится змий-антихрист, (а он воцарится во второй полседмине Данииловой), тогда верующему необходимо нужна будет вера Христова и не просто вера, а "пречистая вера". Этой-то верой только мы и можем отразить хитрую прелесть антихриста, которая заключается в еретических учениях, ибо антихрист — отступник, еретик, а не сам сатана, как свидетельствует преподобный Иосиф Волоколамский:
"Богослов антихриста нарекл есть еретика". (Книга его, слово 12, стр. 470, издан. 3-е).
Иудейский век был век буквальнаго понимания Писания, а Евангельский век — век живой, духовный; в евангельском веке только еретикам свойственно гоняться в Писании за словами. Святый Златоуст говорит: "Еретики всегда охотятся за словами, а существом дела пренебрегают". (Его творен. том 6, стр. 906). Его же слова: "Еретикам свойственно пользоваться неправедными мерами. Ты же держишь весы и нарушаешь равновесие". (Книга та же, стр. 909). Еще: "Ненужно рабствовать букве, а нужно верою шествовать".
"Итак, должны понимать слово пророка в духовном смысле и не оскорблять величия Божия ради буквы". (Твор. св. Златоуста том 6, стр. 826).
Святый Златоуст предостерегает:
"И да ведает послушатель, яко простая разумения простыми и сказуют глаголы. Глубокая же ведения потребы многия имут пестроты. Егда видиши покрыто слово, возноси слову мысль. И егда видиши тонко разумение и пестр смысл. Суть бо разумения Божия многа и проста". (Маргарит, слово 7, лис. 457 обор.).
О толковании же таинственнаго Божественнаго Писания по букве так говорит св. Златоуст:
"Смотри зде, возлюбленне, яко аще неблаголепно словеса приемлем, в глубок брег впадаемся". (Маргарит, слово 4, лист 446).
Сами апостолы нуждались в наставлении истолкования Писаний, и Господь Iсус отверз им ум, чтобы они уразумели тайну Писания.
"Си суть словеса яже глаголах вам еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о мне. Тогда отверзе им ум разумети писания". (Лук. зач. 114).
Если "три с половиною года", в которые будет царствовать антихрист, не составляют тайны, а потому и должны считаться естественно только за три с половиною года и предвещать с точностью конец мира, то как помирить это толкование с словами Христа:
"Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи Своею областию". (Деяние св. апостол, зач. 1).
И: "О дни же том и часе никто же весть, ни ангели небеснии, токмо Отец един". (Матфея, зач. 102).
По буквальному пониманию люди узнают этот день, а Христос сказал, что не будут знать этого дня даже безплотныя ангельския силы, а знает его только один Бог. Иудеи упорно стояли за букву и буква их убила. Такая же участь угрожает и упорно стоящим за буквальное понимание таинственной седмины.
III.
Обращаюсь теперь к упорным толкователям Писания по букве и молю их не льстить себя и не обманывать других своим упорством, не бороться с Духом и не оскорблять величия Божия. Как пахарь не оставляет семян на поверхности земли, дабы не поклевали их птицы, так и Бог, полагая устами пророков живое семя учения, также сокрыл разум его в букве, как сеятель — семя в земле, сберегая его от птиц, для того, чтобы земля не осталась безплодна; так и премудрый Бог сокрывает в букве разум, для того, дабы аерные* [*)воздушные] духи — бесы не поклевали его, лежащаго на поверхности сердца человека. Сам Христос говорит:
"Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют, и сбывается в них пророчество Исаино, глаголющее: Слухом услышите и не имате разумети. И зряще узрите, и не имате видети. Отолсте бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да некогда узрят очима и ушима услышат, и сердцем разумеют, и обратятся и исцелю их". "Всякому слышащему слово царствия и неразумевающему, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердце его, се есть иже при пути сеянное". (Матф., зач. 51).
Блюдитесь да не лишит вас сатана духовнаго разума, как единственнаго руководителя в Писании, и не сотворит вас нагими, слепыми и нищими (Апок., гл. 3). Ведь подлинно, только слепой великую таинственную, вторую пол-седмину Даниилову может заключить в трех с половиною земных годах, ибо в этой седмине новый завет дается верующим. (Феодорит, ч. 7, лис. 94 обор.). Если относить сию седмину к будущему времени и говорить, что седмина еще не настала, это равно отрицанию Евангелия и Самого Христа.
Христос ведь пришел по пророчеству, в этой самой седмине, и дал Новый Завет, Евангелие, верующим в Него.
В заключение приведу слова великих учителей Церкви по этому вопросу.
Великий Богослов Григорий говорит: "Не возносися на благоразумие, сказание укоряя: скотно бо и криво, еже не внимати силе разума, но чернилу писмен". (Кн. Иосифа Волоц., слово 8, стр. 347).
Блаженный Иероним говорит: "Я полагаю, что в святых Писаниях под мякиною разумеется простыя слова, а под пшеницею и внутренним зерном — смысл, находимый в букве. И часто случается, что люди века, не зная таинственнаго, питаются простым чтением Писаний". (Твор. блаж. Иерон., ч. 7, стр. 195).
Блаженный Иероним еще говорит: "Благоразумный и христианский читатель в пророческих обетованиях пусть примет за правило, что то, что иудеи и наши, или, не наши, иудействующие признают имеющим исполнится телесно, мы должны признавать уже исполнившимся духовно, чтобы следуя их басням и, по апостолу, невежественным состязаниям (2 Тим., гл. 2), не уклониться в иудействование". (Его творен., ч. 7, стр. 201).
"Итак, тот, кто есть небо и гражданин неба пусть таинственно внемлет тому, что говорится; а кто земной, тот пусть следует простой истории". (Часть 7, стр. 9).
Святый Златоуст говорит так: "видишь, какое великое благоразумие необходимо нам при разсматривании сокровища Божественных Писаний. Если же мы будем просто поверхностно и невнимательно слушать сказанное в них, то не только произойдут упомянутыя несообразности, но покажется много противоречий в словах их. Потому что, кто будет держаться одних выражений и не искать ничего, кроме написаннаго, тот много ошибется" (Твор. том 1, стр. 570-571).
"Хочу изощрить ваш взор и не поверхностно занимать вас, ни низвести в глубину Божественных Писаний, в глубину, недоступную бури, глубину, более безопасную, чем тихая поверхность. Чем ниже спуститься, тем большую найдешь безопасность потому что здесь не безпорядочное волнение вод, а стройное расположение мыслей". (Том 1, стр. 863).
"Нет, как думают некоторые, в писаниях простых слов, т. е. имеющих только буквальный смысл, есть в них много сокровеннаго. Одно означает букву, другое смысл таинственный". (Твор. блажен. Иеронима, ч. 1, стр. 62).
Пишу это в зрелости лет мира сего, ибо идет к концу первый надесять час. (Матф., зач. 80). Дня немного, — следует особо потрудиться в винограднике Христовом для дела Божия, дабы насладиться духа в сокренном Писании:
"Словеса Божия дух суть и живот суть". (Иоанна, зач. 24).
Пророчество св. пророков совершилось Иоанн — Илия был и будет помогать верным словом духа. Христос пришел и дал Евангелие духа; пришел и противник Христов антихрист, царствует в безверии, в безбожии, в безстрашии, в растлении нравов, в убийствах, грабежах, лжи и обмане, в ложном учении, ересях и наименовании себя подобным Христу.
Стряхните, неверущие, умственный сон, откройте очи ума и посмотрите: мировое солнце уже на закате, скоро наступит ночь ударит внезапно роковой час, Христос явится как молния — ибо все готово. А вы вместо Христа, Котораго следует со страхом ожидать день и ночь и каждый час, вы еще ждете зверя — антихриста с десятью рогами.
Оградите себя истинно- крестным знамением и со слезами на глазах скажите:
"Се гряди, Господи Iсусе". (Апок., гл. 30).
По поручению моего Господа любви я предложил здесь несколько сребренников для чтущих и послушающих с усердием на благо душ.
Не мое это сребро, я — земля и пепел, человек грешный, а Божие.
Ему Всесильному да будет от нас недостойных честь, хвала и слава ныне и во вся веки.
Всенижайший раб Божий
Л. Пичугин.