Мураториев Канон
Мураториев Канон, один из древнейших списков канонич. книг НЗ с краткими сведениями об их авторах. Сохранилась его неполная лат. рукопись 8 в. Она была найдена в Амвросианской б-ке (Милан) и опубликована в 1740 итал. историком и богословом Лодовико Муратори (1672-1750). Из текста явствует, что оригинал (вероятно, на греч. языке) был составлен во 2-й пол. 2 в. в Риме. Папа Пий I (ок.142-ок.155) упомянут в М.к. как живший «недавно». Начало фрагмента утеряно. Текст начинается с Лк и Ин, но, несомненно, первыми в списке были представлены Мф и Мк. Автор М.к. определенно указывает на апостольское происхождение Четвероевангелия и его боговдохновенность. В М.к. перечислены Деяния, 13 Посл. ап.Павла (кроме Евр), три послания, авторы к-рых не названы (судя по смыслу, это Иуд, 1-2 Ин), Апокалипсисы Иоанна и Петра. Автор отмечает, что Кн.Премудрости написана не Соломоном, а «друзьями Соломона в его честь». Отвергнуты как апокрифы «Пастырь» Гермы и писания гностиков.
Из-за поврежденности латинского текста иногда сложно понять, что имел в виду автор, поэтому перевод некоторых фраз дается с вариантами, которые заключены в скобки. Добавления переводчика приводятся в квадратных скобках. Цифры обозначают строку в оригинале.
1 ... при которых он тем не менее присутствовал и поместил [их в свое повествование].
2 Третья книга Евангелия - та, что от Луки.
3 Лука, известный врач, после Вознесения Христова,
4-5 когда Павел взял его с собой как одного из ревнителей закона,
6 написал его от своего имени, в соответствии с [общей] верой. Однако сам он не
7 видел Господа во плоти; и поэтому, поскольку он имел возможность удостовериться в происшедшем,
8 он начинает свое повествование с рождества Иоанна.
9 Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников.
10 Своим близким ученикам и епископам, умолявшим его [написать],
11 он сказал: "Поститесь со мной три дня, начиная с сегодняшнего, и что
12 откроется каждому
13 да расскажем это друг другу". В ту же ночь открылось
14 Андрею, [одному] из апостолов,
15-16 что Иоанн должен написать обо всем от своего имени, а другие - все это проверить. Итак, несмотря на то, что о разных
17 конкретных вещах можно прочитать в Евангелиях,
18-19 это не влияет на верy христиан, поскольку одним Духом все
20 было возвещено во всех [Евангелиях]: относительно
21 рождения, страстей, воскресения,
22 жизни с учениками,
23 его двойного пришествия;
24 первое - в уничижении, когда он претерпел страдания,
25 второе - славное, в царском достоинстве,
26 которое состоится в будущем.
27 Замечательно то, что, если Иоанн так тщательно
28 упоминает все это еще и в своих посланиях,
29 говоря о себе: "Что мы видели своими очами
30 и слышали своими ушами и наши руки
31 осязали, - все это мы написали вам".
32 То так он называет [себя] не только все видевшим и слышавшим,
33 но еще и писателем обо всех чудесных деяниях Господа по порядку.
34 Кроме того, деяния всех апостолов
35 записаны в одной книге. Для "достопочтенного Феофила" Лука собрал
36 отдельные события, происходившие в его присутствии,
37 что ясно из того, что он опускает мученичество Петра,
38 а также отъезд Павла из города [Рима],
39 когда он отправился в Испанию. Что касается посланий
40-41 Павла, они сами объясняют всем, кто хочет понять, откуда они, кому принадлежат или по какому поводу направлены.
42 Во-первых, к Коринфянам, запрещающее их еретический раскол;
43 следующее, к Галатам, против обрезания;
44-46 затем к Римлянам, где он подробно объяснил порядок (или схему) Писания, а также то, что основа (или главная тема) их Христос. Hам необходимо
47 одно за другим их обсудить, поскольку благословенный
48 апостол Павел сам, следуя примерy своего предшественника
49-50 Иоанна, по именам обращается только к семи церквам в следующей последовательности: к Коринфянам
51 первое, к Ефесянам второе, к Филиппийцам третье,
52 к Колоссянам четвертое, к Галатам пятое,
53 к Фессалоникийцам шестое, к Римлянам
54-55 седьмое. Правда то, что еще раз писал к Коринфянам и Фессалоникийцам для увещания,
56-57 но все же ясно видно, что есть одна Церковь, рассеянная по всей земле. Ибо Иоанн еще и в
58 Апокалипсисе, хотя и пишет к семи церквам,
59-61 тем не менее обращается ко всем. [Павел также написал] из расположения и любви одно к Филимону, одно к Титу и два к Тимофею; и все они признаны священными
62-63 по оценке вселенской Церкви для регулирования церковной дисциплины. Ходит еще [послание] к
64-65 Лаодикийцам, [и] другое - к Александрийцам, [оба] ложно приписаны Павлу для [распространения] ереси Маркиона, и еще несколько других,
66 которые не могут быть приняты вселенской Церковью,
67 ибо негоже желчь смешивать с медом.
68-69 Кроме этого еще и Послание Иуды и два вышеупомянутого (или, носящие имя) Иоанна считаются (или используются) во вселенской [Церкви]; и [книга] Премудрость,
70 написанная друзьями Соломона в его честь.
71 Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра,
72 хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви.
73 Hо Ерм написал Пастыря
74 очень недавно, в наши дни, в городе Риме,
75 в то время как Пий, его брат, занимал [епископскую] кафедрy
76 церкви в городе Риме.
77 И поэтому его следовало бы читать; но
78 его нельзя читать людям публично в церкви ни среди
79 пророков, чье число полно, ни среди
80 апостолов, так как написан после [их] времени.
81 Hо мы не принимаем ничего из того, что писали Арсиной, Валентин или Мильтиад,
82-83 который также составил новую книгу псалмов для Маркиона,
84-85 вместе с Василидом, азиатским основателем катафригийства...