Игнатий Богоносец
Синонимы:
- Игнатий Антиохийский
Автор:
- ocr . Послание к Ефесянам
- →djvu . Послание к Ефесянам // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
- ocr . Послание к Магнезийцам
- →djvu . Послание к Магнезийцам // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
- ocr . Послание к Поликарпу
- →djvu . Послание к Поликарпу // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
- ocr . Послание к Римлянам
- →djvu . Послание к Римлянам // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
- ocr . Послание к Смирнянам
- →djvu . Послание к Смирнянам // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
- ocr . Послание к Траллийцам
- →djvu . Послание к Траллийцам // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
- ocr . Послание к Филадельфийцам
- →djvu . Послание к Филадельфийцам // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860
Ссылки: (103)
Игна́тий Богоно́сец, Игнатий Антиохийский (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, † 20 декабря 107, Рим) — муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.
Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.
Известен как автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.
О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».
Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.
Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.
Послания Игнатия — драгоценный источник сведений о мужеапостольской эпохе Церкви, о которой нам известно весьма мало.
Шесть посланий адресовано местным Церквам и одно частное — Поликарпу Смирнскому, который собрал и издал их.
Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими, с другой.
В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие Кафоличность Церкви (Смирн.8.2).
Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.
Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола παροικεω, что обозначает временное пребывание на чужбине.
См. о нем статью Преображенского в: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860. Там же полное собрание его посланий.