Древлебиблиотека / Библиотека / Авва Исайя. Слово 6. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием, - да внимают себе, чтоб отревать татей, окрадающих их, и не иждивать времени своего в пленении и работе горькой, предавая сердца свои делам, кои не приличествуют им, и забывая о грехах своих

Слово 6. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием, - да внимают себе, чтоб отревать татей, окрадающих их, и не иждивать времени своего в пленении и работе горькой, предавая сердца свои делам, кои не приличествуют им, и забывая о грехах своих

1 Любовь к пытанию Писания рождает споры и вражды, плач же о грехах своих приносит мир. Грех монаху, сидящему в келье своей, если он, оставляя грехи свои, вдается в пытание Писания. Кто предает сердце свое (пытанию), - почему Писание сказало так и так, - прежде, чем стяжет себя самого (стяжет внимание в себе, или власть над собой, или высвободит себя из страстей), тот имеет сердце пытливое и пленение крайнее, а кто бодренно блюдет, чтоб не быть чем либо пленену, тот любит повергать себя пред лицом Бога.

2 Кто изыскивает, чему бы уподобить Бога, тот хулит Бога, а кто ищет, как бы (совершеннее) почтить Его, тот любит чистоту в страхе Божием.

3 Кто соблюдает словеса Божии, тот познал Бога (1Иоан. 2, 3), - и таковой исполняет их, как должник (в чувстве неотложного долга).

4 Не ищи высших (даров) Божиих, пока молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет (для него уготовано) место нескверное и чистое.

5 Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов1 и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение).

6 Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), - таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто видя, говорит: не знаю, - человек есмь, и воздает славу Богу, - в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его.

7 Не будь охоч открывать помысел свой всем, а только отцам своим, чтоб не навлечь себе печали в сердце свое.

8 Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой (уважение к ближнему да остерегает уста от осуждения его).

9 Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и ложь убежит от тебя.

10 Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем.

11 Не желай быть другом славных мiра сего, чтоб слава его (чувство зловредности славы его) не притупилась у тебя.

12 Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь.

13 Простота и не мерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства. Кто лукаво ходит с братом своим (обходится с ним), того не минует печаль сердечная. Кто говорит одно, а в сердце своем имеет другое в лукавстве, все служение (leitorgia - молитвы) такового тщетно. Не прилепись к кому-либо из таковых, чтоб не оскверниться ядом его оскверненным. Ходи с незлобивыми, да общником будешь славы их и чистоты.

14 Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов своих. Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий. Как когда ужален бывает кто скорпионом, яд сего (последнего) проходит по всему телу и самое сердце повреждает, такова и злоба на ближнего в сердце: яд ее уязвляет душу и в беде бывает она от зла сего. Итак кто желает пощадить труды свои, чтоб они не пропали даром, пусть поспешит извергнуть из себя сего скорпиона, т. е. лукавство и злобу.

Примечания

[1]
ktatai ehthran. - У св. Исаии ehthra означает вражью силу, - толпы бесов. Приобретать их есть - наживать, - привлекать.
Содержание
None