Московскому духовному совету священноинока Арсения Швецова объяснение веры во Святую Троицу
По возводимому на меня некими обвинению, аки бы я, чрез защиту выражения Белокриницкого устава, что Бог искони до сотворения дел своих бе в молчании, имея единосущное во уме Слово, Сына Своего, Его же... в первом изречении «Да будут вецы» нетленно родил, допускаю в лицах Святыя Троицы разделение каким-то временем, за что и состою у вас во истязании, почему и нахожусь вынужденным объясниться вашему Духовному совету в следующем. Я от юности своей научен веровать во Единого Бога в трех лицах, и всегда сию веру свою исповедую по православному Символу, как содержится оный в книгах первых пяти московских патриархов. Еже есть: Верую во Единаго Бога Отца вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша
(и прочая о Его домостроительстве). И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки
(и прочая до конца Символа).
По сему исповеданию веры и другим святоотеческим изречениям о богословии я и своими словами, где будет нужно, объясняюсь о безначальности Бога так, что по времени как безначален Бог Отец, так безначален и Бог Сын, безначален и Дух Святый. А по вине безначален точию един Бог Отец, а Сын и Дух Святый от Него имеют начало, но существование их равняется с Богом Отцом. Но как сия безначальная и с началом сущность Божия продолжает отыскони свое существование, этого уже разум не постигает. Ибо, по словам Григория Богослова, нет никакой твари в мире, которою бы возможно было определить существо Божие. Поэтому святии богословы и называют Бога непостижимым. И если они сие уясняют какими-либо подобиями от видимых тварей, то эти уяснения их не более, или даже и слабее, как если бы мы восхотели свечкою со огнем изобразить солнечный свет, но тем не менее и сии подобия дают некоторое понятие к представлению о Боге. И святая Церковь не воспрещает нам, как малым детям, иметь сие для руководительства к неприступному свету, почему именно и составляется в ней немалый каталог отеческих о сем рассуждений. Хотя они и не все одинаковы, но различаются на более и менее ясные доводы. Однако же, как и самый слабый свет звезд тьмою не нарицается, так и писания о Боге прежде бывших нас отцов, хотя бы и весьма неясные, но доколе есть возможность соглашать их с безначальностию Бога Отца по вине, и всех трех лиц Святыя Троицы по времени, я не могу называть еретическими. Я не отрицаю, что и в моих словах, сказанных при защите устава Белокриницкого, нет слабости и неясности. Это должно быть по необходимости за недостаток о сем человеческих выражений и нашего тонкого о сем понятия. Но только не убеждаюсь в том, чтобы в этом могло быть какое противоречие безначальности единого Бога Отца по вине, и всех трех лиц Святыя Троицы по времени. А если, паче чаяния моего, кто укажет во оных моих словах какое противоречие сему исповеданию моему, я защищать этого не буду, но сам готов буду осудить сие и от вас испросить себе прощение не только словесно, но даже и письменно. Прошу Духовный совет принять сие мое чистосердечное исповедание и вразумить, если в чем увлекаюсь несознательно, или оставить меня в покое без дальнейших ваших о сем истязаний.
Нижайший раб ваш грешный священноинок Арсений Швецов.
25 октября 1888 года.
Источник: Арсений (Швецов) епископ Уральский и Оренбургский. Собрание сочинений. Т.1. Сочинения апологетические 1872-1900гг.. — Москва; Ржев: Маргарит, 2008. С.376.