Спафарий-Милеску Николай Гаврилович

Никола́й Гаври́лович Спэтару (Николае Милеску-Спэтару, рум. Nicolae Milescu Spătaru; 1636, Милешть, уезд Васлуй, Молдавское княжество — 1708, Москва) — российский дипломат и учёный.

Известен своими учёными трудами и посольством в Китай. Владел, помимо румынского, девятью языками: латынью, греческим и древнегреческим, турецким, русским, итальянским, китайским, французским и шведским.

Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича . Спафарий участвовал в так называемом "строении книг" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: "Хрисмологион", "О сивиллах", "Мусы", "Арифмология", "Василиологион", "Описание церкви св. Софии в Константинополе", "Книга иероглифийская", "Дневник путешествия по Сибири", "Описание Китая", "Описание реки Амура" и "Татарская книжица". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением "Описания Китая") крайне схоластической. Язык тяжелый. "Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга "О сивиллах" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая "позна древо крестное" (далее следует апокриф о "треблаженном дереве"). Сочинение "О Мусах", т.е. музах, трактует "о седми свободных учениях". При имени каждой музы объясняется ее наука. "Арифмология" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). "Василиологион" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович , Михаил Федорович , Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - "Описание Китая", "Амура" и "Монголии" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. "Описание Китая" издано Арсеньевым. "Описание Софийского собора в Константинополе" издано в 2 книгах "Летописей" Тихонравова . Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского "Очерк жизни и службы Н. Спафария в России" (Киев, 1895) и "Важнейшие труды Спафария" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.

Родился около 1636 года в боярской семье. Отец его был греком родом из южной Мореи (Лаконии). Прозвище «Спэтару», или «Спатара» (оруженосца) было фамильным именем, перешедшим к Николаю от отца[1]. В Молдавии же он чаще назывался по имени своего поместья Милешти — Николаем Милеску - и, достигнув при господарях-фанариотах привилегированного положения, состоял здесь в числе бояр.

О других членах семьи Николая известно, что он имел брата — Андрея Апостола, также принадлежавшего к боярскому сословию и умершего в Яссах в 1678 году, когда Николай Гаврилович жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спэтару, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году)[2].

Учился в Константинополе (Стамбуле) и Падуе (Италия). В 1653—1671 гг. находился на государственной службе у молдавских и валашских господарей, выполнял дипломатические поручения в Константинополе, Стокгольме, Париже. Являлся сторонником политического сближения Молдавии с Россией.

В 1659 — спатар (спэтар) в Молдавии, затем в Валахии.

В 1660—1664 — «капукехейя» (дипломатический представитель) Валашского господаря при Османской Порте.

После 1664 года совершает поездку в Берлин и Штеттин, где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан, попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направляется в Стокгольм, где встречается с послом Франции, а в 1667 году — в Париж ко двору Людовика XIV. Во Франции публикует на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.

Возвратившись в Молдавию, принимает участие в заговоре против господаря Ильяша Александру. После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» (курносый). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григоре Гика, назначившему его резидентом в Константинополе, а отсюда уехал к Фридриху Вильгельму в Бранденбург, где немецкий врач частично исправил ему нос.

В 1671 году был направлен иерусалимским патриархом Досифеем в Москву и остался в России по приглашению Артамона Матвеева (1625—1666), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче, ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа. Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре. В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».

В 1672—1673 годы Николай Спэтару пишет сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывает всех известных античных пророчиц сивилл и кратко описывает их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа.

«Путешествие через Сибирь до границ Китая»

В 1675—1678 годы возглавлял русское посольство в Пекине. В ходе посольства проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спэтару всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.

В своём дорожном дневнике Николай Спэтару дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро, питающееся водами Бии и Катуни), её притоков — Иртыша и Кети, а также Ангары.

Спэтару принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала. Он перечислил все впадающие в него реки, в том числе Селенгу, Баргузин, Верхнюю Ангару, описал остров Ольхон. Он верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.

Обобщив сведения землепроходцев, Спэтару дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири, указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от Байкала до Охотского моря. Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.

В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура, считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира, верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки, составляющие которой — Онон и Ингода. Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный — Сунгари.

Спэтару сообщил расспросные сведения о Сахалине (ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо).

Пересекая Сибирь, Спэтару выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии. Его материалами впоследствии воспользовались иезуиты, проявлявшие интерес к Китаю. В Китае его миссия встретилась с миссией немецкого астронома Фердинанда Вербста (Ferdinand Verbiest), преподававшего императору Айсиньгиоро Сюанье астрономию и математику. Впоследствии они обсуждали с Вербстом научные проблемы.

О своём путешествии в Китай представил в Посольский приказ три описания на русском языке — «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки», «Описание Китая».

По возвращении в Москву Спэтару участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости, а в 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I.

Участвовал также в подготовке посольства Головина в Китай. Умер в 1708 году в Москве.

Внуком Спэтару являлся Спатару Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного похода Петра в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников. Фамилия «Мечников» - калька с румынского Спэтару, или «spadă are», что означает «имеющий меч», «мечник».

Его потомки — Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев.

1/0