Севериан Гавальский

Севериа́н (др.-греч. Σεβηριανὸς; лат. Severianus ; ? — после 408 года) — епископ Гавалы в Сирии, христианский проповедник и писатель. Прославился своим красноречием и, как и Иоанн Златоуст, был назван Златоустом.

Биография

Основные источники сведений о Севериане это две одноимённые книги — «Церковная история», автор одной из них — Сократ Схоластик, а другой — Ермий Созомен. Оба историка пишут о том, что Севериан был епископом Гавалы и прекрасным проповедником, он славился красноречием. Однако, греческие слова Севериан произносил не совсем чисто, а с сирийским акцентом.

Узнав об успешной проповеднической деятельности Антиоха Птолемаидского в Константинополе, Севериан вслед за ним отправился проповедовать в столице империи около 400 года. В Константинополе, благодаря своей проповеднической деятельности, Севериан стал очень знаменитым; он пользовался уважением архиепископа Иоанна Златоуста, а также императора Аркадия и императрицы Евдоксии. В 401 году Иоанн Златоуст отправился в Асию, вместо себя в столице оставил Севериана и поручил ему свою Церковь, так как считал его добрым другом. Севериан, благодаря своим проповедям в Константинополе, приобретал более и более любви от своих слушателей. Оставшийся в столице архидиакон Серапион, рукоположенный Иоанном Златоустом, а впоследствии им же во епископа Гераклеи Фракийской, возбудил ревность в Иоанне Златоусте по отношению к Севериану.

После возвращения Иоанна из Асии, Севериан проходил мимо Серапиона, но последний не отдал ему должной чести, как епископу, и остался на своем месте, показав тем, что для него ничего ни значит присутствие Севериана и что презирает этого человека. Севериан, огорчившись этим, вскричал: «если Серапион умрет Христианином, то Христос не вочеловечился». По данному делу архидиаконом Серапионом представлены были лжесвидетели перед Иоанном Златоустом, сторонники Серапиона; они скрыли сказанное все в целости, а засвидетельствовали только выражение: «Христос не вочеловечился». Обвиненный в этом от Серапиона, Севериан был изгнан Иоанном из города, как оскорбитель и богохульник. Об этой ссоре, чрез приверженцев Севериана, узнала императрица Евдоксия и изгнанного епископа Севериана немедленно возвратила из Халкидона. Однако Иоанн, несмотря на ходатайство многих, отказывался от свидания с Северианом, пока императрица Евдоксия в церкви Апостолов, не положила к ногам Иоанна Златоуста своего сына, будущего императора Феодосия II, пока своими просьбами и многократными мольбами не восстановила кое-как дружбы Златоуста с Северианом.

Патриарх Фотий в книге «Библиотека» сообщал, что в июле 403 года Севериан участвует в качестве обвинителя против Златоуста на Соборе при Дубе, благодаря и его стараниям Иоанн Златоуст был низложен с архиерейской кафедры Константинополя. Седьмое обвинение Собора при Дубе — Иоанн Златоуст интриговал против Севериана и настроил деканов против него.

Несмотря на низложение Златоуста, о Севериане хорошо отзывается Геннадий Массилийский в 21 главе книги «О знаменитых мужах», которая посвящена Севериану. Геннадий сообщает о том, что Севериан был сведущ в Священных Писаниях и известен своими проповедями. Призывался он часто в Константинополь епископом Иоанном и императором Аркадием, которые стремились к его обществу и к разговору с ним. Геннадий также пишет, что он прочитал книги Севериана размышления о крещении в «Послании к галатам», также и «О празднестве Богоявления» — сочинение исключительно похвальное. Феодорит Кирский в своём сочинений «Еранист» приводит цитату Севериана Гевальского, направленную против монофизитства, приводит цитату Севериана против монофизитов и Анастасий Синаит в своём сочинении «Путеводитель». Геннадий сообщает о том, что Антиох умер в годы правления императора Феодосия Младшего, то есть после 408 года.

Труды

Неблагоприятный образ действий Севериана по отношению к Иоанну заставил забыть его проповедническую деятельность, о которой с большой похвалой упоминают древние историки — Сократ, Созомен, Палладий Еленопольский, Исидор Севильский. Проповеди Севериана часто смешивались с проповедями Василия Великого, Иоанна Златоуста и Петра Хризолога. До настоящего не решен вопрос, кому принадлежат проповеди, изданные в XVI—XVII веках, и собранные вместе в издании Patrologia Graeca (тома 47—64) в числе Златоустовых, но имеющие в рукописях надпись имени Севериана. Всего известно всех проповедей Севериана, в целом виде или в отрывках, больших или малых, 107—109 заглавий. Из них напечатана лишь часть.

В шести беседах о книге Бытия Севериан старается каждое творение пояснить с точки зрения современного ему естествознания; это — не столько нравоучительные проповеди, как у Златоуста, сколько лекции по тогдашней натурфилософии. Современные ученые считают Севериана человеком обширного богословского и общего образования. В догматических и полемических «словах» Севериана (против еретиков) виден диалектик весьма искусный и тонкий; в этом сходство Севериана с Григорием Богословом. Вопрос о том, к какой богословской школе своего времени принадлежал Севериан, остается пока нерешенным, за недостаточным исследованием специалистами его сочинений, доселе большей частью неизданных; но судя по тем сочинениям Севериана, которые уже изучены, его можно признать апологетом Никейского символа. Некоторое пристрастие к аллегорическому методу толкования Священного Писания указывает на близкое отношение Севериана к Александрийской богословской школе .

По внешнему строю его проповеди отличаются большой логичностью, хорошим схематизмом; не только «слова», но и «беседы» имеют почти все заранее начертанный оратором или указываемый ходом мысли план. В этом отношении Севериан очень близко сходится с Астерием Амасийским, Евсевием Кесарийским (как проповедником) и другими ораторами церковными IV века, которые установили тематизм (сопоставление тем) и строго-систематическое изложение речи, хотя и не по всем правилам древней риторики, так как давали место в проповеди религиозному экстазу и профетизму. При силе, яркости и остроумии мысли, у Севериана не всегда изящна и правильна стилистически фраза: недостаточно ли хорошо знал по гречески этот сириец, или он не имел обыкновения тщательно обрабатывать фразу в проповедях — еще не решено; можно предполагать и то, и другое.

В 65-м томе Patrologia Graeca помещено только одно сочинение Севериана — «Шестоднев».

Литература

  1. Сократ Схоластик, Церковная история, Книга 6, Глава 11. О Севериане и Антиохе сирийском, как они отступили от Иоанна и по какой причине
  2. Ермий Созомен, Церковная история, Книга 8, Глава 10. О Севериане гавальском, Антиохе птолемаидском и о том, что произошло между Серапионом и Северианом, и как произшедшая между ними ссора прекращена была царицею.
  3. Севериан, епископ гавальский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Севериан // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. «Полный православный богословский энциклопедический словарь» Т. 2. кол. 2030
  6. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах церкви. Том 2. стр. 291
  7. McClintock and Strong Biblical Cyclopedia. Severianus
  8. Gennadius Massiliensis. Opera Omnia (Migne)
  9. Геннадий Массилийский. КНИГА О ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЯХ («О знаменитых мужах»)
  10. Gennadius of Marseilles: ILLUSTRIOUS MEN: An Appendix to St. Jerome’s De Viris Illustribus// THE SAINT PACHOMIUS ORTHODOX LIBRARY. UNEDITED DOCUMENT// A better edition is in preparation. This document is in the public domain. Copying it is encouraged.
  11. Photius, Bibliotheca, 59. Acts of the Synod of the Oak
  12. Лебедев Алексей Петрович, 09. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения. Изд. 2-е. 1903 г. VI. Собор при Дубе или тяжкое испытание в жизни св. Иоанна Златоуста, стр. 150—179 [1]
  13. Антон Владимирович Карташёв, Вселенские Соборы II Вселенский собор в Константинополе 381 г., Св. Иоанн Златоуст
  14. Православная энциклопедия, Т. 24, С. 159—205 Иоанн Златоуст, ч. 1
  15. BIBLIOTHÈQUE DE PHOTIUS. 59 Actes du Synode du Chêne.
  16. Северіанъ, еп. Гавальскій (ок. † 415 г.) Слово на текстъ: Огонь пришелъ Я низвесть на землю: какъ желалъ бы, чтобъ онъ уже возгорѣлся (Лук. 12, 49). — Не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ (Матѳ. 10, 34).
  17. Patrologia Graeca: PG 47, PG 48, PG 49, PG 50, PG 51, PG 52, PG 53, PG 54, PG 55, PG 56, PG 57, PG 58, PG 59, PG 60, PG 61, PG 62, PG 63, PG 64, PG 65
  18. Шестоднев Севериана, епископа Гавальского в пер. Епифания Славинецкого и Песнь песней в толковании Филона Пиявского, Ипполита, папы Римского, и св. Григория. Рукопись № 32. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА.
  19. XVIII Международная конференция студентов-филологов. «Шестоднев» Севериана Гавальского и его судьба в славянской письменности Мария Владимировна Моисеева Докладчик магистрант 1 курса Санкт-Петербургский государственный университет 2015-04-07
1/0