Немезий Эмесский

Немесий Эмесский – ранневизантийский мыслитель. Епископ сирийского г. Эмесы. Сведений о его жизни не сохранилось. Немесий Эмесский является автором философско-богословского компендия «О природе человека» («Περὶ φύσεως ἀνθρώπου »; «De natura hominis»), рассматривающего вопросы устроения человека, природы его души и тела, физиологии, сенситивных и мыслительных способностей, душевных переживаний, свободной воли, судьбы, Промысла Божия и др. Сочинение Немесия Эмесского явилось первым опытом построения христианской антропологии и психологии вне связи с догматическими спорами, на основании синтеза античных научно-философских достижений (Гален, Платон, Аристотель, неоплатонизм, стоицизм и др.), библейского Откровения и традиций антиохийской и александрийской богословских школ.

При этом автор полемизировал с различными философскими взглядами и еретическими течениями, противоречившими учению Церкви (Евномий Кизический, аполлинарианство и др.). У Немесия Эмесского нашла отражение древняя идея связи макрокосма (сотворённого мира) и микрокосма (человека). По мысли Немесия Эмесского, уникальность человека как творения состоит в том, что он, имея двусоставную природу (тело и душа), соединяет в себе два мира - материальный и духовный. Человек - высшая часть творения и господин всех живых существ, ради него создан мир.

От животных человек отличается богоподобным даром творчества и способностью смеяться; преимущество же человека перед ангелами состоит в том, что для него возможно покаяние, прощение грехов и стяжание телесного бессмертия (при этом Немесий Эмесскийвслед за Феофилом Антиохийским и Афанасием Великим утверждал, что изначально человек создан ни смертным, ни бессмертным, но с возможностью к тому и другому). Бог в воплощении воспринял человеческую природу, сам же человек призван стать духовным храмом Бога.

Душа, согласно Немесию Эмесскому, есть цельная, неделимая и бессмертная субстанция. Она невесома, не локализована в пространстве, но проникает всё тело целиком; после разлучения с душой тело погибает. По-видимому, Немесий Эмесский склонялся к теории Оригена о предсуществовании душ, хотя и отвергал реинкарнацию. Под влиянием Аристотеля Немесий Эмесский подразделял душевные способности на разумные (мыслительная, познавательная, память, способность речи), неразумные (желательная, гневная способности, а также страсти, или аффекты, - печаль, страх, удовольствие, желание) и не подчинённые разуму (дыхание, управление физиологическим процессами и др.).

В учении о свободе воли Немесий Эмесский следовал Аристотелю. Человек является источником своих действий, способен к самоопределению, к душевной и умственной деятельности, в то время как совершение поступков зависит от Божественного промысла (попущения). Немесий Эмесский отвергал античные представления о полной или частичной власти судьбы (рока), т. к. они обесценивают религию, нравственность и государственный законы, снимают с человека ответственность за его деяния. По мнению Немесия Эмесского, Бог не является виновником зла, за которое ответственна свободная воля разумных существ, но в силу разных причин попускает его. Цель спасения - духовное созерцание Бога, приводящее душу к внутренней неизменности.

Сочинение Немесия Эмесского оказало значительное влияние на поздневизантийское богословие (Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Мелетий Монах, Иоанн Филопон и др.) и средневековую схоластику (Пётр Ломбардский, Фома Аквинский, Альберт Великий). Латинская версия трактата Немесия Эмесского под названием «Ключ к природе» (X-XI века) была приписана Григорию Нисскому.

Литература

  1. Kallis A. Der Mensch im Kosmos: Das Weldbild des Nemesios’ von Emesa. Münster, 1978
  2. Siclari A. L’antropologia di Nemesio di Emesa. Padova, 1974
  3. Jaeger W. Nemesios von Emesa. Quaellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfangen bei Poseidonios. B., 1914
  4. Владимирский Ф.С. Антропология и космология Немезия, епископа Эмесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912
  5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Том VIII. Итоги тысячелетнего развития. — М.: Искусство, 1992. Кн. 1. С. 31-33.
  6. Григорьев К.Г. Немезий, епископ Эмесский, и его сочинение «О природе человека». СПб., 1900
1/0