Лепихин Яков Борисович

Синонимы:

  • Яков Лепихин

Лепихин Яков Борисович. Один из руководителей раннего урало-сибирского старообрядчества посл. четв. XVII в., проповедник самосожжения. Известен как иконописец и автор “Лицевого Апокалипсиса”. Против Лепихина и его последователей направил первое из своих “окружных посланий в обличение сибирских еретиков и раскольников” митрополит Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков): Слышах, в странах сих жительствуя сибирских, яко в пределах нашей епархии града Тюмени нецыи убо сошедшиеся от мудрствующих амренского единобесия и поучашеся между собою от жителей селных… со окаянным лжеучителем Якунькою Лепихиным и написаша на Святую церковь многие хулы и в лицах изобразив от злого своего сердца, окаянный он, Якунька Лепихин, яко сам сый быв иконник, и покусися злочестивый Лепеха церковь сим листом своим осквернити. А. Т. Шашков выявил, что Яков Борисов сын Лепихин — атаман верхотурских беломестных казаков, основатель Красноярской слободы.

Биография

Род. в Чубаровской слободе Тобольского у. в семье пашенного крест., жил в Киргинской, затем в Ницинской слободе (в последней его отец служил дьячком в Никольской церкви). Во второй пол. 1660-х Л. являлся подъячим судной избы в Пышминской вол. Ощепковской слободы Верхотурского у. В 1669-70 стал крест. слободчиком. На свои средства построил новую оброчную Красноярскую слободу на р. Пышме в Верхотурском у. С лета 1670 Л. - атаман слободских беломестных казаков Верхотурского у., затем приказчик Красноярской и Пышминской слободы, а позднее поверстан в дети боярские. Однако в 1679 в связи с "чисткой" сибирских служилых людей Л. как верстанного "без указу" из Москвы вернули в тягло и отослали в Киргинскую слободу пашенным крест.

Крушение карьеры и давние связи с братией Далматовского Успенского мон., являвшегося в те гг. тайным ц. местного раскола, привели Л. в ряды самых радикальных идеологов старой веры. Он свел знакомство со старцем Авраамием и Иваном Кондинским, но из-за разногласий по вопросам о сущности антихриста и о допустимости самосожжений вступил с ними в полемику.

С именем Л. связан ряд массовых ур.-сибирских самосожжений 1680-х. В 1687 и 1688 власти дважды устраивали сыск Л., но безуспешно (последний сыск закончился арестом его родственников, а также гибелью в огне десятков людей). С 1690-х Л. действовал в слободе на Ишиме. Судя по записи во вкладной книге Далматовского мон., Л. здесь был "пострижен во иноцех, имя Боголеп, и преставился, и в Синодик написан". Впрочем, речь здесь могла идти и о его отце Борисе, имя к-рого также упоминается в записи.

Литература

  1. Шашков А.Т. Яков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в.) // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989;
  2. Шашков А.Т. К истории формирования идеологии антифеодального протеста урало-сибирских старообрядцев во второй половине XVII в. // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Свердловск, 1991
  3. Шашков А.Т. Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья / Сост. В.И.Байдин, А.Т.Шашков. Екатеринбург, 1993.
1/0