Косма (Кузьма) Ларионов Косой. Кузнец, казак-старообрядец, выделявшийся оригинальными эсхатологическими воззрениями.
Биография
Родился в 30-х годах XVII века в Ельце. Известно, что он был в Москве во время религиозных споров, вызванных реформами патриарха Никона. Кузьма Ларионович Кузнецов имел жену и сына. Кузнец мог проживать и за пределами Кузнечной слободы, поскольку в специализированной слободе жили в основном государственные кузнецы. Он родился и вырос в Ельце. О нем ничего не известно по сохранившимся документам тех лет. По достижении примерно 30-летнего возраста в начале 60-х годов Кузьма Косой отправился из Ельца в Соловецкий монастырь. В 1658 году в Соловецкий монастырь были присланы новопечатные книги патриарха Никона, по-новому трактующие Священное писание и церковный обряд. Монахи вместе с настоятелем Ильей единодушно отвергли нововведения. Новый игумен Варфоломей, присланный в монастырь, ничего добиться не сумел. В такой обстановке оказался приехавший сюда Кузьма Косой. В Соловецком монастыре он стал ярым противником реформ Никона и примкнул к старообрядцам.
Покинул монастырь Кузьма Косой вернулся в Елец, где его не приняли, тогда он бросил семью и работу и отправился из города, проповедуя по дороге и собирая последователей.
В 1667 году Кузьма Косой пришел на Дон. Здесь в районе реки Медведицы он выбрал надежное укрепленное место и основал монастырь-крепость. Вероятно, здесь он записал свое учение. Кузьма также уверял окрестное население, что у него имеется древняя рукопись, которая легла в основу его идей. Эта рукопись, по его уверению, была написана «самим Божиим перстом прежде сотворения света и создания мира» [326]. Не стоит понимать эти слова буквально. Вероятно, что Кузьма Косой имел какое-то апокрифическое Откровение или Видение, которое и легло в основу его учения.
В 1667 году Кузьма Ларионович Кузнецов стал активно проповедовать и в 1669 году пришел в Москву. Но поддержки в столице не нашел. В начале 70-х годов он вернулся в основанный им монастырь, который походил уже на небольшой городок с серьезными укреплениями. Со всей страны сюда стекались люди, привлеченные его идеями всеобщего равенства, справедливости и наступлением Царства Божьего. В 1674 году в монастырь был послан отряд стрельцов из Тамбова, но мужчины разошлись, и кроме женщин здесь никого не оказалось. После 1682 года, когда началась новая волна гонений на старообрядцев, городок заметно вырос. Сюда стекались люди послушать учение Кузьмы Косого и готовиться к «концу света».
Согласно идеям Кузьмы Косого достижение Царства Божьего, где царят справедливость, мир, равенство, братство возможно только усилиями людей. Он утверждал, что ему является Христос и велит начать «очищение земли», где почти не осталось праведников, «во всем Московском государстве благочестия нет!».
Это и было, по мнению Косого, главным признаком конца света и установления Царства Божьего. Люди погрязли в пороках, лжи и грехах настолько, что мир превратился в ад, но ад нужен для того, чтобы очистить землю для жизни праведников. Поэтому те немногие, которые еще могут спастись, должны уходить в специальные общины. Члены общины наделялись самыми широкими полномочиями, им разрешалось даже убивать погрязших в грехах людей, чтобы помочь очищению земли и ускорить приход небесного царя Михаила, который должен возглавить борьбу с дьявольским миром.
Планы Кузьмы Косого сводились к походу на Москву. Но для этого ему нужно было войско, и он рассчитывал в этом деле на донских казаков. Несмотря на многочисленность своих сторонников, большинство казаков не одобряло поход.
Лидеры старообрядцев боялись учения Кузьмы, поскольку надеялись добиться возвращения к старым церковным обрядам мирным путем. В окружении самого Косого стали появляться люди, недовольные его бескомпромиссностью.
В 1687 году Кузьма Косой начал собирать войско. Большую помощь ему оказывали все эти годы его товарищи-единомышленники: атаман Лаврентьев, поп Самойла, Козьма Сидоров и многие другие. Всем, кто отказывался участвовать в походе, Кузьма Косой грозил смертью.
Казаки вызвали его в столицу Донской земли город Черкасск на казачий круг, где потребовали отказаться от идеи похода на Москву. Не добившись этого, казаки схватили его и отвезли в столицу. Здесь в Посольском приказе Кузьма Косой был допрошен и скоро скончался при пытках. 30 мая 1689 года прекратил существование основанный им монастырь.
Учение
Итак, по его идеям уже наступают «последние времена», которые были предсказаны ранее. Все истинные христиане «будут яко бози, и бессмертны и просветятся вси», (читаем в книге пророка Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди»). Христос велит всем праведным «очищать землю». В Откровении Мефодия Патарского сказано, что очищать землю от неверных измаильтян должен царь Михаил, возливший войско ис-тинных христиан. Отсюда можно сделать вывод, что, вероятно, Кузьма ассоциировал себя с царем Михаилом [331]. В том, что наступило то самое время, о котором предсказывалось, Кузьма Косой не сомневался. Он указывал на то, что христианская церковь «вся отпала» и «в Московском государстве благочестия нет». Кузьма Косой считал, что Господь на его стороне и поэтому не следует бояться «ни царей, ни всей вселенной», а главная задача: очистить землю от измаильтян, под которыми он понимал всех, кто принял реформы Никона и вообще тех, кто не принимает его учения.
Кузьма Ларионов также отрицал традиционное христианское толкование Страшного суда. Он не верил в буквальное воскрешение мертвых, считая это метафорическим выражением. Ельчанин проповедовал «переменение света», а не его конец, т. е. люди должны обновиться, измениться внутренне. «Всему христианскому роду скончания не будет — учил Кузьма Косой, — но будут яко боги, и бессмертны и просветятся все, яко солнце, и смерти не имут вовеки» [332].
Старообрядцы поспешили отречься от учения Кузьмы Косого. В старообрядческом памятнике XVII века «Слово о неком муже именем Тимофей» Кузьма Косой представлен как грешник, который мучается в аду [333]. Здесь в общих словах описывается суть его учения. Косой считал, что апокалипсические пророчества и воскрешении мертвых при втором приходе Христа нельзя понимать буквально («Христос, де, чувственно не придет на землю судити…»). Обновление людей должно пройти в душах, внутри каждого истинного христианина («мы так и обновимся») [334].
Это упоминание имеет важное значение для понимания сущности учения Кузьмы Косого. Он не понимал написанное в религиозных книгах буквально, что давало ему простор для толкований. Согласно его логике церковные реформы исказили суть христианства и лишили благочестия единственного истинно христианского царства — Россию. Это и есть нашествие измаильтян, которые уничтожили истинную церковь. Случилось так, как было предсказано в Откровении Мефодия Патарского. Теперь должен восстать царь Михаил в Святой Софии. Что это означало? Согласно Откровению Михаил был перенесен из Рима в Святую Софию, т. е. истинное благочестие перешло от Византии на Русь. Здесь и должен восстать, пробудиться Михаил («он же Михаил стремительно поднимется, как от сна…»). Пробуждение здесь должно пониматься не буквально, а в переносном смысле. Далее царь Михаил должен был возглавить поход против неверных захвативших власть в христианском царстве. И тогда Кузьма Косой замыслил поход на Москву.
Радикальное учение Кузьмы Косого конкретно реализовывалось им в жизнь. Это оттолкнуло от него старообрядцев и донских казаков, не желавших вступать в открытую войну с «никонианами» и идти на Москву. Апокрифические идеи Кузьмы еще долго будоражили Дон, потребовалось время, чтобы искоренить посеянные им семена религиозной смуты.
Литература
- Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII века. - Санкт-Петербург. - 1889
- Староверческое движение на Дону и ссылка его участников в Сибирь в конце XVII в. / Предисл. А. Т. Шашкова // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 31. — С. 164-182.
- ДАИ, 1872
- Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.