Климент Охридский
Кли́мент О́хридский (ст.‑слав. Климєнтъ Охрїдьскꙑи, лат. Clemens Achridensis, греч. Κλήμης της Αχρίδας; ок. 840 — 27 июля 916) — болгарский и всеславянский просветитель, святой, жил в городе Охрид в Первом Болгарском царстве (ныне на территории Северной Македонии). Климент, один из учеников Кирилла и Мефодия, в Болгарии и Македонии чтим в лике святых «седмочисленников», к которым относят святых Кирилла и Мефодия и их учеников — Савву, Горазда, Ангелария, Климента и Наума. В честь седмочисленников в Болгарии и Македонии освящены многие храмы.
Жизнеописание
Участник Моравской миссии Кирилла и Мефодия. По смерти Мефодия бежал от преследования латинян в Болгарию. В 886 году Климента и его спутников принял болгарский князь Борис I и вскоре послал Климента в качестве дидаскала (учителя в священном сане, διδάσκαλος) в область Кутмичевица, одну из десяти болгарских военно-административных единиц с центром в Деволе (ныне на территории Албании), в западную часть Первого Болгарского царства для обучения болгар славянской письменности (глаголице). Князь подарил учителю три дворца в Деволе и «места для отдохновения» около Охрида и Главиницы. Климент Охридский основал школы в Деволе и Главинице, а также Охридскую книжную школу, ставшую одним из древнейших культурных центров Первого Болгарского царства на Балканах. Центром просветительской деятельности Клемента стал основанный им Пантелеимонов монастырь. В повести о Клименте Охридском («Охридская легенда») охридского архиепископа Димитрия Хоматиана упоминается, что во время своей просветительской деятельности святой Климент обучил на «четмо и писмо» в общей сложности 3500 учеников (в том числе будущего Девольского епископа Марка) — народных учителей, церковных лиц и проповедников. Он учил болгар не только письму и чтению, но также астрономии, математике и овощеводству. Многие учёные придерживаются мнения, что основанная Климентом Охридская школа сравнима по своему значению с Магнаурской школой в Константинополе. На всенародном соборе в 893 году в Великом Преславе он был избран единодушно первым «епископом славянского языка».
Болгарский царь Симеон сделал Климента епископом Величским. По сведениям болгарского исследователя профессора Христо Темелски, позже Климент стал Белградским епископом. Та епархия была с кафедрой в нынешном албанском городе Берат-Бялград, где и сейчас существует митрополичья базилика, посвящённая святым седмочисленникам. В алтаре базилики сохраняются семь кивотов с именами и мощами святых патронов.
Согласно гипотезе В. А. Истрина, старославянская кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Солунских Климентом Охридским. В его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл». Однако не все исследователи разделяют эту точку зрения.
В Болгарии и в Македонии в честь святого названы многие школы, улицы и государственные учреждения. Самая большая церковь в Скопье носит имя святого Климента. В честь Климента Охридского назван Софийский государственный университет, а также прилегающая к нему станция метро. Кроме того именем святого названа болгарская антарктическая станция «Святой Климент Охридский».
По сведениям средневековых летописей святой был похоронен в основанном им монастыре в Охриде. Церковь во время турецкого владычества была разрушена и гроб перемещён в кафедральный собор Святой Богородицы Перивлептос, где до XVII в. находилась кафедра Охридской болгарской архиепископии. Затем она была упразднена и присоединена к Ипекской сербской архиепископии. Его нетленные мощи долгое время хранились там, а теперь — в восстановленной церкви Святого Климента, на горе Плаошник в Охриде, где он был изначально похоронен. Голова святого хранится в ските Иоанна Предтечи близ греческого города Верия, а частица мощей была передана в Храм святых седмочисленников (в Софии).
Климент Охридский изображён на болгарской почтовой марке 1990 года.
Творчество
Литературное наследие Климента насчитывает значительное количество сочинений: похвальные слова Богоматери (на все Богородичные праздники) и Предтече, жития святых, перевод «цветной Триоди».
Центральной частью творческого наследия святого являются гимнографические произведения — Климент считается олицетворением всей древнейшей славянской (и в первую очередь болгарской) гимнографии. По свидетельству жития, Климент
В настоящее время точно атрибутированными Клименту (по имеющемуся в них акростиху) считаются цикл из 6 трипеснцев на предпразднество Рождества Христова, каноны Евфимию Великому, на положение ризы и пояса Богоматери, канон «отцам» в составе Минеи Общей, 25 канонов в составе Октоиха, службы Тивериопольским мученикам и Аполлинарию Равеннскому, минейные каноны на Успение Богородицы и на перенесение мощей первомученика Стефана и папе Стефану I, а также покаянный канон, встречающийся в составе Октоиха и Требника.
Отдельного упоминания заслуживает составленная святым Климентом служба первоучителю Мефодию с каноном 6-го гласа, составляющим пару с известным каноном первоучителю Константина Преславского.
Литература
- Иванов, Йордан. Житие на св. Климента Охридски от Хоматияна // Български старини из Македония. — София, 1908. — С. 59—63. — 311 с.
- Истрин В. А. История письма. — М., 1965.
- Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента архиепископа Охридского. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 386 с. — (Studia philologica). — 600 экз. — ISBN 5-9551-0158-6. (в пер.)
- Горшков А. И. Старославянский язык. — М.: Астрель, 2002.
- Милев А. Гръцките жития на Климент Охридски. — София: Издателство на Българската академия на науките, 1966. — переводы на болгарский двух греческих житий Климента
- Туницкий Н. Л. Св. Климент, епископ словенский: Его жизнь и просветительная деятельность. — Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1913. — 290 с.
- Ундольский В. М., Лавров П. А. Климент, епископ словенский. — М., 1895.
- Турилов А. А. Климент Охридский и древнейший этап славянской гимнографии // San Clemento di Ocrida: allievo e maestro. Nell' undicesimo centenario del beato transito (916—2016). — Roma, 2017. — № 7, Slavica Ambrosiana. — С. 123—144.
- Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. — СПб.: Алетейа, 2000. — 324 с. — ("Славянская библиотека (Bibliotheca Slavica)").