Ива́н Алексе́ев (Ива́н Алексе́евич Староду́бский); 1709 — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец, по происхождению государственный крестьянин; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества. Наиболее известное его сочинение, «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приёма беглых попов из новообрядческой церкви.

Биография

Иван Алексеев родился в 1709 году в центральной России в старообрядческой семье. В молодые годы переселился в Стародубье (по месту своего проживания и получил прозвище «Стародубский»), часто и много разъезжал по стране, подолгу бывая в Москве. Алексеев был знаком со многими известными в то время деятелями и духовными отцами поморского староверия, с руководителями Выговского монастыря.

Иван Алексеев был одним из первых старообрядческих историков. Его книга «История о бегствующем священстве» (впервые издана в 2005 году в Москве издательством «Археодоксия») является первым историческим повествованием о становлении и первых годах существования старообрядческих Ветковских слобод, в этой книге он также рассказал о возникновении практики приёма священников, переходящих из реформированной новообрядческой православной церкви в старообрядчество. Данная практика привела к возникновению беглопоповских согласий в старообрядчестве.

Всего Иваном Алексеевым было написано более 30 произведений. Среди сочинений особое значение имели и произведения, направленные в защиту бессвященнословного брака у беспоповцев (сочинение «Тайна брака»). Он поддерживал мнение, высказанное выговским старцем Михаилом Вышатиным (ум. 1732), что брак есть таинство не по причине венчания, а по самому существу супружеской любви. Иван Алексеев Стародубский был не только талантливым писателем, но и грамотным полемистом. Известно о его многочисленных беседах с представителями других старообрядческих согласий (федосеевцами, беглопоповцами, нетовцами), а также с представителями российской синодальной церкви и даже с иезуитами.

Иван Алексеев был весьма хорошим иконописцем, иконы его работы украшали храмы староверов-поморцев Москвы, Стародуба и других городов.

По описанию Павла Любопытного, Иван Стародубский «был росту небольшаго, благолепие и весёёёёёлость лица его, красота брады, украшенная сединою, и расторопность его в деянии доказывают в нём важного и предприимчивого мужа. Он скончался честно в Стародубе 1776 года, от рождения своего 67 лет».

Сочинения

  1. История о бегствующем священстве
  2. Краткое описание Старообрядческой Церкви
  3. Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака
  4. Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах
  5. Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев
  6. Пылкие, разительные и духом убеждения и благочестия горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви
  7. Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях
  8. Книга, именуемая Титин, о двуперстном сложении и триперстии Никона патриарха
  9. Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви
  10. Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении
  11. Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова свящества и Евхаристии (1756 г.)
  12. Показание о силе вечных заветов и приказаний Божиих (1757)
  13. Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах (1757)
  14. Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения, рождающей жене детей (1758; 20 тетрадей)
  15. Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами (1759)
  16. Полная апология о наречном пении (1760)
  17. Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве (1762)
  18. Исследование о Христовом Священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев (1762)
  19. и другие.

Литература

  1. Стародубский, Иван Алексеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Алексеев, Иван // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Безгодов А. А. Иван Алексеев и его сочинения. //Иван Алексеев (Стародубский). История о бегствующем священстве. — М.: Археодоксия, 2005. — С. 3—4.
  4. Павел Любопытный. Исторический словарь. — Саратов, 1914.
  5. Любопытный П.О. Исторический Словарь Староверческой Церкви, описывающий по алфавиту имена ученых особ оной, основателей согласий, пастырей и буквалистов, с показанием их церкви, отличий, звания, жизни, лет, кончины и пр. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863.
1/0