Аполлинарий Лаодикийский
Ссылки: (63)
Аполлина́рий Лаодики́йский (греч. Απολλινάριος Λαοδικείας, Аполлинарий Младший; ок. 310 - ок. 390) - епископ Лаодикии Сирийской (совр. Латакия, Сирия), один из самых ярых противников арианства, богослов, экзегет, предшественник монофизитства.
Биография
Аполинарий родился в Лаодикеи на Лике в семье пресвитера Аполлинария Старшего, получил классическое образование. В 360 году был рукоположен в епископы родного города, преследовался местными арианами. Аполлинарий был представителем александрийской богословской школы и учеником Афанасия Великого, состоял в переписке с Василием Великим. Аполлинарий принадлежал к числу ревностных сторонников решений Никейского собора. Церковный историк А. В. Карташёв пишет о нём:
Он был столь строгий, непримиримый «староникеец» на Востоке, что не признавал иерархической власти даже Мелетия Антиохийского, не говоря уже ο маленьком Павлине. Под предлогом этих арианских смут он просто объявил себя здесь главой автономной церкви. Как талантливый писатель и профессор, он имел достаточно выдающихся сторонников и приверженцев, и св. Василий Великий в молодости почтительно дружил с ним, и сам великий Афанасий ценил Аполлинария за ревность по никейской вере.
Учение
Аполлинарий писал свои сочинения, подражая греческим классикам. Исторические сюжеты Ветхого Завета послужили основой для его героических песен и трагедий (сохранились лишь его стихотворное переложение Псалтыри, Созомен сообщает, что им в стихотворной форме, по образцу поэм Гомера, была изложена Священная история от сотворения мира до времён Саула). Новый Завет он передал в форме платоновых «Диалогов».
Аполлинарий известен своим оригинальным учением о личности Христа, которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа - тело и душу, третью же часть, ум, занимал в нём Божественный Логос. Аполлинарий писал: Если бы Господь принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху
, Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней
.
Аполлинаризм (аполлинарианство)
Из своих приверженцев Аполлинарий образовал в Антиохии особую общину и назначил епископом Виталия. Аполлинаристы быстро распространились в Сирии и прилежащих странах. В Константинополе и других местах они образовали много общин с своими особыми епископами. После смерти Аполлинария они распались на две партии, из которых одна, виталианцы, осталась верною учению Аполлинария, а другая, полемианцы, утверждала, что божественное и человеческое слилось в Христе в одну сущность и что поэтому нужно поклоняться телу его (их называли также поэтому саркола́тры (от др.-греч. σάρξ, σαρκός - «мясо, плоть, тело» + др.-греч. λατρεία - «служение, почитание, культ») или антропола́тры (от др.-греч. ἄνθρωπος - «человек» + др.-греч. λατρεία - «служение, почитание, культ»), а также синузи́асты (др.-греч. σύν-εσις - «соединение, встреча, слияние»), потому что они соединяли в одно - божественную и человеческую сторону.
Другое название аполлинаристов - димири́ты (др.-греч. διμοιρΐται от др.-греч. δῐ (δίς) - «дважды» + др.-греч. μοῖρα - «часть, доля»; др.-рус. дъвочастьници).
С 362 года аполлинаризм был отвергнут на многих соборах, в том числе и на Втором Вселенском соборе (381 год). Согласно 7 правилу этого собора аполлинаристов постановили принимать вторым чином, через миропомазание
Эдиктом императора Феодосия I в 383 году аполлинаристы были приравнены к евномианам и македонианам, им было запрещено иметь иерархию и церковные собрания. В 388 и 397 годах указы византийских императоров ещё более стеснили богослужение аполлинаристов, которое, в общем, немногим отличалось от обыкновенного, а в 428 году усилиями Нестория оно было совершенно запрещено в городах, после чего аполлинаристы рассеялись отчасти между православными, отчасти между монофизитами. Анафема против аполлинаристов была повторена на V Вселенском соборе, и кроме них впервые был анафематствован и сам Аполлинарий, поскольку он не покинул церковь, в отличие от своих учеников, и, как считали до V Вселенского собора, умер в мире и согласии с православной церковью, в особенности, за формулу «одна природа Бога Слова воплощенная» (др.-греч. μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη), чтобы обосновать отказ от этой формулы в условиях прославления Кирилла Александрийского, использовавшего эту формулу Аполлинария.
В эпоху Реформации католики и протестанты поочередно навлекали на себя обвинения в аполлинаризме: католики вследствие их учения о причастии, протестанты же вследствие учения о соединении той и другой природы в Христе.
Сочинения
- PG 33
- Подробное изложение веры. / Пер. и прим. Г. И. Беневича. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. М.-СПб., 2009. С. 358-367.
Литература
- Православная энциклопедия: Аполлинарий Лаодикийский
- Лурье В. М.. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
- В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. - Петроград: Третья Государственная Типография, 1918. - Т. 4. -600 с., С. 134-156
- А. В. Карташёв. Вселенские Соборы. Париж, 1963, глава Аполлинарий Лаодикийский
- Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895
- Булгаков С., прот. Агнец Божий. П., 1933. С. 23-42
- Карташев. Соборы. С. 188-191
- Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000)
- Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne de l'âge apostolique à Chalcédoine (451). Р., 1973
- Quasten J. Patrology. Utrecht; Brux., 1975. Vol. 3
- Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977.